МУТАЗИЛИТЫ

МУТАЗИЛИТЫ (араб. – обособившиеся) – представители первого крупного направления в исламской теологии и философии (калам) и свободомыслия.  Рационалистическое учение мутазилитов возникло в VIII в. в среде ученых-богословов Басры. Оно сложилось под влиянием греческой философии и получило широкое распространение в среде образованных мусульманских богословов в городах Халифата, особенно в Ираке и Иране. В начале IX в. при халифе аль-Мамуне (813–833 гг.) оно было признано официальной формой мусульманского вероучения. По преданию, мутазилиты получили свое название в связи с «обособлением» от кружка учеников ал-Хасана аль-Басри – Басила ибн Ата и Амра ибн Убайда. Мутазилитами называли также «поборников справедливости и единобожия» (по первым двум выдвинутым ими принципам). Всего этих принципов было пять. 1. Защищая тезис о справедливости Аллаха, мутазилиты отвергали учение о полном предопределении и отстаивали тезис о свободе человеческой мысли и воли в совершении добрых и злых дел. Они считали, что божественная справедливость лишь предполагает свободу воли и способность Бога творить только «наилучшее», а значит, и невозможность нарушения им самим установленного от века порядка вещей. 2. Исходя из представления о единстве Бога, мутазилиты отрицали учение ортодоксального ислама о вечности и «несотворенности» Корана и считали его одним из творений Аллаха. Они утверждали, что строгое единобожие отрицает реальность и извечность божественных атрибутов, атрибута речи, что и предполагает «сотворенность» Корана. Отстаивая незыблемость основных положений Корана, они считали возможным аллегорическое толкование отдельных его мест. 3. Если Бог обещал «покорным» рай и угрожал «непокорным» адом, то он обязан осуществить свое обещание и угрозу, поэтому даже его «милосердие» не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. 4. Мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим. 5. Мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом (принцип «повеления достойного одобрения и запрещения достойного порицания»). Природный мир осмысливался мутазилитами в категориях субстанции и акциденции, соответствующих понятиям тела и его качественно-количественным характеристикам. По вопросу о существовании предела делимости они разошлись: аль-Алляф и его последователи останавливали деление на «частях, не имеющих частей», «единичных субстанциях», в то время как ан-Наззам и его сторонники учили о делимости тел до бесконечности. Гносеология (учение о познании) мутазилитами характеризуется тезисом о превосходстве знания над верой, отрицанием слепого следования религиозным авторитетам (таклид) и всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнением. Их этический рационализм выражается в учении о том, что «прекрасное» (добро) и «безобразное» (зло) суть нечто устанавливаемое не Богом, а человеческим разумом, исходящим из объективных свойств явлений.

 



 
PR-CY.ru