МУЛЛА САДРА

МУЛЛА САДРА Садр ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим Кавами Ширази (1570–1640 гг.) – крупнейший иранский философ, богослов и мистик, глава исфаханской школы. Ему принадлежат около 50 трактатов. Доктрина Муллы Садра выросла из синтеза концепций озарения исфаханской школы, арабского перипатетизма Ибн Сины и доктрины Ибн Араби. В центре его системы находится Божественная мудрость, позволяющая увидеть вещи в модусе истины, какие они есть на самом деле, созерцая их воображаемые подобия (мусул) и чувственно воспринимаемые проявления (мазахир). Мулла Садра признавал особый статус бытия, как первичного. Чистым бытием является Бог. Телесная, душевная и умственная (поэтическая) модальности бытия различаются степенью его интенсивности в них. Душа, возникшая как телесная, проходит через определенные стадии и в итоге соединяется с действующим разумом. После смерти у души остается сила воображения. Оставление тела – это малое воскресение. А великое воскресение происходит на поэтическом уровне, когда душе открывается единство бытия. В учении об имамате Мулла Садра противостоит агностицизму (учению о непознаваемости объектов, находящихся вне опыта) и буквализму, утверждая, что кораническое откровение включает в себя эзотерический (закрытый – захир) и экзотерический (открытый – батин) аспекты, которые олицетворяются, соответственно, в личности пророка и имама. Эти два аспекта включает в себя истинная сущность Мухаммада. Философия и теология не противоборствуют, а являются двумя составляющими одного целого. Свой метод Мулла Садра называл «перешейком» между двумя традициями, методом суфиев, следующих по пути к Богу, и методом античных философов.

 
PR-CY.ru