МАУЛАВИЙА

МАУЛАВИЙА – суфийское братство (см. Суфизм), получившее распространение на территории Османской империи. Вдохновлялось учением Джалал ад-Дина Руми и Шамса Табризи, было основано сыном Руми после его смерти и ближайшим учеником, который стал первым настоятелем  обители Мауланы в г. Конья. Сразу утвердился наследственный принцип руководства, и вплоть до 1925 г. братство возглавляли только потомки Руми, так называемые челеби. Маулавийа была аристократическим братством, тесно связанным с правящей династией Османов. Султаны предоставляли руководителям братства многочисленные привилегии и земельные наделы. Влияние братства распространилось в западных районах Малой Азии, затем на Балканах, обители (текке) появились также в Дамаске, Каире, Багдаде, Алжире, но не получили признания со стороны арабского населения, оставаясь символом османского господства. Гробница Руми в Конье (достроена в конце XV в.) считалась главной святыней братства. Вокруг нее сформировался комплекс обители, в котором проживало одновременно до 300 дервишей. И хотя челеби носили титул «служитель нищей братии», на практике многие из них вели жизнь светских вельмож (членами братства были даже турецкие султаны Мурад III, Ахмед I, Селим III). Дервиши носили прозвище деде (дедушка). В братстве не существовало строгих аскетических практик, однако запрещалось унижать послушников, не приняты были суровые наказания. Дервишам запрещено было просить милостыню. Главной целью обучения было знакомство с творчеством Руми и овладение практикой сама. Дервиши носили высокий круглый колпак (аракийе), белую рубаху (теннуре) и хирку (плащ) темного цвета. Главным празднеством считалась годовщина смерти Руми – так называемая ночь свадебного угощения. Несколько раз в год устраивались ночные ритуалы, на которых присутствовали не только члены братства, но и миряне, получившие благословение шейха (настоятеля обители). Главной обязанностью шейхов было чтение и комментирование поэмы Руми «Маснави-йи маснави» в присутствии всех послушников. Они не вмешивались в дела управления обителями, предоставляя их старшим дервишам (ашчи-деде). Известно о существовании двух течений в братстве – экстатического (шамси) и более умеренного (веледи). Первое было постепенно вытеснено вторым к XVI в. Идеология маулавийи зиждется на доктрине Руми, а главным идеологом стал его брат – Султан Валад. В центре доктрины находится учение о любви мистика (любящего – ашик) к Богу (возлюбленному – машук). Целью мистической практики является единение влюбленного мистика в возлюбленного Бога. Султан Валад писал об этом так: когда любящий и возлюбленный становятся одним целым, Бог начинает любить в человеке самого себя. Этим объясняются экстатические речения и аномальное поведение мистика. Таким образом, обосновывается доктрина ал-Халладжа Абу-л-Мугиса: сам Бог восклицает «ана-л-Хакк» («Я есть Истинный»). Руми полагал, что очищению сердца и приближению к Богу способствует практика мистических танцев и песнопений во время радений (сама). Танец имитирует движение небесных светил. Эта особенность отличает маулавийю от других братств. Благодаря практике сама суфии братства стали известны европейцам как «вертящиеся дервиши». С конца XIX в. сама превратилась в театрализованное представление для всех желающих. Особое место в маулавийи заняла каллиграфия. Многие знаменитые каллиграфы, поэты, музыканты, живописцы Турции принадлежали к этому братству.

 
PR-CY.ru