Словарь по исламу М МАРДЖАНИ ШИХАБУДДИН

МАРДЖАНИ ШИХАБУДДИН

МАРДЖАНИ ШИХАБУДДИН, Шихаб ад-Дин ибн Баха ад-Дин ибн Субхан ибн ал-Карим ал-Марджани (1818–1889 гг.) – видный татарский исламский правовед, богослов и историк, «властитель дум» российских мусульман XIX в. После обучения в Бухаре и Самарканде возвратился в Поволжье, где до конца жизни занимался преподавательской деятельностью и служил имамом мечети. Поскольку его не устраивали традиционные методы обучения в медресе, он поддерживал идеи своего ученика Хусайна Файзханова по реформированию мусульманской татарской школы. Марджани считал, что ему не повезло с достойными учениками, хотя впоследствии целое поколение «обновленцев»-джадидистов (см. Джадидизм) конца XIX – начала XX в. почитало его как великого учителя. Однако это было признанием скорее его общественных заслуг, чем религиозных. Эрудиция и творческий потенциал Марджани более всего нашли выход в его книгах. Вызванная его трудами полемика вокруг вопросов ритуала и иджтихада отозвалась также в Турции, Египте, Индии и способствовала «пробуждению» российских мусульман. Однако областью знания, в которой Марджани оставил наиболее глубокий след, была историография. Так, значительная доля материалов книги «Полезные сведения о делах Казани и Булгара» по истории ислама в Волго-Уральском крае уникальны и заменяет исчезнувшие теперь первоисточники. В этой книге история Булгарского и Казанского государств и мусульманской общины в составе России впервые изложена в соответствии с методами традиционной мусульманской историографии, и в то же время фактически впервые предпринята попытка составления национальной истории татарского края, создания модели коллективной самоидентификации татар. Его мировоззрение представляет собой сложное явление татарской и мусульманской мысли эпохи модернизации традиционного мусульманского общества. Кроме того, Марджани гораздо ближе подошел к проблеме идеологического оформления формирующегося самосознания татар как нации, непосредственно поставив вопрос о сочетании этнического и религиозного в их общественном сознании. Выступая сторонником закрепления этнонима «татары», он тем самым конструирует некую новую этнополитическую реальность. Казанское ханство рассматривается им как исторический и культурный центр татарской нации (миллет). Модель исторического сознания татар, созданная Марджани, сформулировала основу всего последующего развития мусульманской общественной мысли в России, прежде всего среди тюркоязычных народов. Его видение национальной истории и по сей день является определяющим для большинства современных татарских авторов. В русле этого видения развивалась идеология практически всех деятелей татарского религиозно-реформаторского и просветительского движения в XIX–XX вв.

 
PR-CY.ru