МАЛИКИТЫ

МАЛИКИТЫ – последователи одной из суннитских (см. Сунниты) религиозно-правовых школ (мазхабов). Основатель – знаменитый факих Малик ибн Анас (713–795 гг.), книга которого «Ал-Муватта» и комментарий к ней считаются главным источником учения маликитов. С раннего детства он обучался кораническим знаниям у своих родственников и со временем стал самым авторитетным факихом Медины и ее духовным руководителем (имамом). Составленный им свод «Ал-Муватта» включал хадисы, высказывания и решения сподвижников пророка Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам. Большой популярностью пользуется также труд Малика ибн Анаса «Ал-Мудаванна ал-кубра», созданный несколькими поколениями факихов-маликитов, прежде всего Абд ас-Саламом Сахнуном. Маликитский мазхаб отдает предпочтение нормам фикха, сформировавшимся в раннем исламе еще при жизни пророка Мухаммада. Поэтому среди основных источников фикха он делает упор на Коран и Сунну (которая рассматривается как продолжение Корана), а иджму фактически сводит к правилам, единодушно одобренным грамотными жителями Медины. Хадисы, восходящие к сподвижникам пророка (см. Асхабы), признаются полностью и не подлежат никакой интерпретации. В дополнение к Корану и Сунне, объединенных понятием «текст» (насс), привлекаются сведения о коллективном опыте мединской общины, сохранившемся в общественной памяти как действия, которые рассматриваются как коллективный хадис. Они широко используют суждение по аналогии (кияс) и «независимое суждение ради пользы», которое должно быть направлено на соблюдение общественного интереса и не противоречить общим принципам шариата. Вместе с тем маликиты применяют истислах – метод иджтихада, допускающий правовые решения, которые отвечают общим интересам мусульман. Наибольшее распространение маликитский мазхаб получил в Северной Африке и преобладал в мусульманской Испании. Значительное число маликитов проживает в Верхнем Египте. В настоящее время положения этого толка оказывают заметное влияние на брачно-семейное и наследственное право Марокко, Туниса, Алжира и Ливии, а также на Бахрейне и в Кувейте. Их методы составляют основу ряда ливийских уголовных законов, закрепляющих многие нормы и принципы фикха.

 
PR-CY.ru