МААД

МААД (возвращение, место возвращения) – в мусульманской эсхатологии (учении о конце света) – возвращение к жизни после смерти, воскресение мертвых (кыям). В Коране это слово употребляется один раз, и его значение трактуется неоднозначно: место, куда человек прибывает, куда он возвращается. Традиция отождествляет маад с загробной жизнью. В Коране встречается также слово «муад» с тем же значением. После распространения ислама, мусульманская эсхатология испытала влияние иудаизма, христианства и зороастризма, впитала в себя элементы местных верований. Согласно мусульманской традиции, концу света будет предшествовать появление страшного зверя (дабба), Даджала («обманщик», аналог Антихриста), разрушение Йаджуджем и Маджуджем (Гогом и Магогом) стены, отделяющей их от верующих людей. Иисус и Мухаммад победят Даджала, после этого ангел Исрафил протрубит в трубу, и все обитатели земли погибнут, кроме самого Исрафила, Гавриила и Михаила, а также ангела смерти Азраила. После второго призыва трубы все жившие когда-либо на земле люди воскреснут и предстанут перед лицом Бога, мучительно истекая потом от солнца, которое приблизится к ним. На праведников Бог ниспошлет дождь, а на грешников – искры ада, затем он рассудит людей, взвесив на весах их деяния, записанные  в книгах, которые принесут ангелы. Около водоема (хауд) людей встретит Мухаммад. Он заступится за тех, чьи прегрешенья малы. Далее люди должны будут пройти по тонкому, как волос, мосту (сират). Праведники без труда пересекут его и попадут в рай, грешники же, не сумев преодолеть мост, провалятся в ад. Позже заступничество породило идею чистилища – места временного пребывания грешников, чьи прегрешения не слишком тяжелы. Народные представления стали источником возникновения концепции о муках в могиле (азаб ал-кабр). Со временем возникла «наука о мааде». Дискуссия, развернувшаяся вокруг понятия маада среди мусульманских богословов, касалась понимания природы человека и взаимоотношения души и тела. Одни полагали, что после воскрешения душа вновь облачается в тело (ал-Ашари, аль-Газали, некоторые суфии и имамиты), другие утверждали, что в загробной жизни будет существовать только душа человека, тогда как тело его останется вечно пребывать в земле (ат-Таханави, Ибн Сина). Дискуссия затрагивала проблемы второго творения (телесной оболочки во время воскресения), переселения душ (танасух), предопределения и божественной справедливости. Ортодоксальные сунниты трактовали все реалии маада буквально, мутазилиты отстаивали первоначальные коранические представления, борясь с позднейшими наслоениями, философы (фалсафа) настаивали на аллегорическом понимании этих реалий. Вслед за греческими философами представители фалсафы либо признавали маад, либо считали, что в загробном мире существуют лишь души, ставшие актуальным разумом. У Ибн Сины маад относится не только к загробной, но и к земной жизни. Познание маада в этом мире – это познание законов мира, последовательности и повторяемости действий  во времени. В суфийской традиции (см. Суфизм) понятие маада связывается с восхождением и возвращением к Богу. Наряду с «началом» (мабда) это – универсальное Божественное имя. По мнению Муллы Садра, маад возможен только в силу существования мира воображения  или мира подобия. Именно воображение создает картины рая или ада. С помощью своей энергии душа создает форму тела, соотносясь с приобретенной в земном теле дурными или хорошими привычками. Это – «малое воскресение». «Большое воскресение» – реализация души на поэтическом уровне бытия (т.е. бытия Бога). Из суфизма шиитскими мыслителями (см. Шииты) заимствуется соположение начала и возвращения. У исмаилитов термин «маад» включает в себя постепенный многоуровневый подъем к небу. Человек преодолевает пределы (худуд), пока не достигнет последнего уровня, где пребывает Творец мира.

 
PR-CY.ru