КЫЗЫЛБАШИ

КЫЗЫЛБАШИ (тур. – «красноголовые») – последователи крайней шиитской секты (см. Шииты), проживающие на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Свое название получили из-за красного тюрбана, который члены секты должны были носить в память об имаме Али ибн Абу Талибе. Сами кызылбаши называли себя чаще аливилер (последователи Али). Секта получила распространение в Малой Азии в XIV–XV вв. Расцвет ее деятельности связан с приходом к власти в Иране шаха Исмаила Сафави (1502–1524 гг.), которого они почитают в качестве своего наставника (пира) и воплощения имама Али. В XVI в. значительная часть кызылбашей объединилась вокруг обители (завия) Хаджи Бекташа Вели (см. Бекташийа). Они принимали участие в восстаниях тюркских племен Малой Азии против династии Османов. Потомки Хаджи Бекташа (так называемые челеби) почитаются кызылбашами как носители бараки. Они появлялись на людях с закрытым лицом; перед ними все простирались ниц. Одна часть кызылбашей (юго-западной Турции) связаны больше с тюрбе (гробницей) Хаджи Эмира близ г. Айдын. Другая часть считает своим духовным центром обитель Хасан Деде недалеко от Анкары. Кызылбаши отвергают мусульманский пост в месяце рамадан, но соблюдают шиитский пост в течение 12 дней в месяце мухаррам, а также постятся в течение 3-х февральских дней. Они не стригут усы и бороду, что противоречит Сунне, совершают молитву три раза в день вместо пяти раз. Омовение перед молитвой у них необязательно. Кызылбаши не посещают мечети, т.к. в мечети был убит имам Али. Они почитают священные деревья и камни, но признают паломничество в Мекку и в Кербелу. Кроме Али почитаются также прочие 11 шиитских имамов и «невинные отроки» из семейства Али. Кызылбаши не поддерживают брачных связей с суннитами, у них не принята практика развода (см. Брак в исламе). Духовные наставники (деде) считаются потомками Али, звание «деде» передается от отца к сыну. Они несколько раз в год объезжают подчиненные им селения, устраивая в них ритуальные празднества, во время которых происходит ритуальное питье вина («причастие»), принятие исповеди, посвящение в общину новых членов. Вино для кызылбашей – священный напиток. После ритуального питья вина кызылбаши вкушают опресноки (гомбе). Вино дают также новобрачным. Обряд посвящения совершают деде возложением рук на голову посвящаемого. Устраиваются радения, сопровождаемые пением гимнов (нефес, илахи) и совместным круговым танцем членов секты. Деде имеют право назначать наказания, могут изречь проклятие на провинившихся («Да падешь ты от меча Али!»). В восточных районах Анатолии особым почетом пользуются сеййиды – потомки Хайдара – имама Али. Они выносят суждения на основании «вдохновения» (илхам). Кызылбаши почитают культовые предметы (светильники, аладжа дейнек – ритуальный жезл со змеей). Среди региональных групп наблюдаются некоторые различия в ритуальной практике. Учение кызылбашей сближается с верой в переселение душ. Некоторые авторы отмечают наличие у них оргиастического культа («гашение свечей»), ряд исследователей склонны рассматривать кызылбашей, бекташийа и али-илахи в качестве единого течения. Кызылбаши почитали огромный котел (вместимостью «в 24 быка»), хранившийся в обители  Хаджи Бекташа, в котором один раз в год во время мухаррама  готовилось священное кушанье – ашура, раздаваемое затем всем общинам кызылбашей. Наставники (деде) носили колпак с 12-ю складками, надевали особый пояс (камберийе), в ушах носили серьги или железные подковы. Рядовые члены назывались талубами («ищущими»). В каждой деревне имелся «указчик», сообщавший деде все сведения о жизни общины. Кызылбаши имеют в своем ритуальном обиходе ряд книг, считающихся запретными для посторонних, наиболее известная из них – «Указания имама Джафара». Источник: Энциклопедия религий. Под редакцией А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. М., 2008.

 
PR-CY.ru