Словарь по исламу К КУЛЬТ СВЯТЫХ

КУЛЬТ СВЯТЫХ

КУЛЬТ СВЯТЫХ – почитание людей, которые считаются угодными Аллаху и потому святыми (см. Вали). Аллах будто бы наделяет их сверхъестественной силой, способностью творить чудеса. Святой в исламе – это посредник между мусульманами и Аллахом, он передает ему просьбы людей и с его благословения помогает правоверным. Такая концепция отсутствует в Коране и прямо противоречит ему. Коран утверждает могущество Аллаха и отрицает способность творить чудеса даже за пророком Мухаммадом (что, впрочем, не мешало мусульманским богословам интерпретировать отдельные фразы Корана как обоснование культа святых). Почитание святых воспринято исламом из религиозной практики предшествовавших ему политеистических религий, традиции которых знали широкий круг местных божеств, покровительствующих отдельным группам людей, разным сферам человеческой деятельности. Заполнив пропасть между верующими и всемогущим Аллахом, узаконив поклонение святым, ислам (подобно христианству) сделал уступку политеизму – святые заняли место многочисленных языческих богов и духов. При этом, естественно, он придал древней практике новое толкование в духе своей идеологии. Будучи по своим функциям божествами, святые в исламе, тем не менее, таковыми не признаются – их сверхъестественная сила исходит от Аллаха. Они будто бы наделены почти безграничными возможностями влиять на жизни людей, способны дать богатство, здоровье, потомство, отвратить беду и даже оживить мертвеца. Им приписывается способность летать по воздуху, мгновенно переноситься на большие расстояния, менять свой облик, делаться невидимыми. Святой вызывает или прекращает дождь и разливы рек, ударом посоха о землю дает начало источнику, путешествует на горе в другую страну. От определенного класса святых (в частности, от «сокровенных людей» – см. Гайба) будто бы зависит порядок на земле. Обычно за святым признают способность помогать почитателям в разных сферах человеческой деятельности. Некоторые святые, однако, получили социализацию и рассматриваются преимущественно как покровители какого-либо занятия (земледелия, металлообработки, гончарного дела и т.п.). Смерть святого есть лишь прекращение плотской жизни, его дух продолжает покровительствовать людям, и в силу этого святые почитаются и после смерти. Шахиды (мученики, павшие за веру) приобщаются к сонму святых именно благодаря своей мученической смерти. Нередко среди мусульман мученичество толкуется широко, и шахидом может быть объявлен просто невинно погибший человек. Святые в исламе – большей частью мужчины, но есть и женщины. Согласно жизнеописаниям (часто легендарным), святым мог стать человек любого занятия и общественного положения – как правитель государства, так и бедняк. В действительности огромная, если не преобладающая, часть святых представлена суфиями, что свидетельствует о давней связи суфизма с культом святых.

 
PR-CY.ru