Словарь по исламу К КУБРАВИЙА

КУБРАВИЙА

КУБРАВИЙА – суфийское братство (см. Суфизм,), возникшее в XIII в. Оно было основано Абу-л-Джаннабом Ахмадом, известным как Наджм ад-Дин ал-Кубра (1141–1220 гг.). Основатель родился в Хиве (Хорезм, Средняя Азия), после долгих странствий вернулся на родину, где был убит монгольскими завоевателями. Его усыпальница находится в г. Ургенч. Главные труды – «Преимущества красоты и начала величия», суфийский комментарий Корана, продолженный его учеником Наджем ад-Дином Дайа Рази, а также разработка системы аскетических практик (см. Тарикат), включающей в себя 10 принципов: покаяние, отказ от своего «Я»; аскетизм в миру, отказ от мирского; упование на Бога, примат пассивного метода; умеренность, отказ от дорогих одеяний и вкусных яств, довольство малым; абсолютное уединение; постоянное поминание имени Бога; обращение к Богу, утрата всех интересов, кроме Него; терпение; очищение и успокоение сердца с помощью созерцания; удовлетворение Бога своим поведением. Братство кубравийа возводило себя к ал-Джунайду и его «трезвому» методу, а через него – к Али ибн Абу Талибу. Оно более чем другие братства занималось философскими идеями, тщательной разработкой цвето-световой символики. Белый цвет у них олицетворял ислам, желтый – веру (иман), темно-синий – Божественную милость (исхан), голубой – уверенность (икан), красный – интуитивное знание (ирфан), черный – страстную любовь, основанную на экстатическом смятении (хайман). Черный цвет – это воплощение Божественного величия (джамал), Божественной сущности (зат), он невидим сам, но благодаря ему видно все. Остальные цвета – это воплощение Божественной красоты (джалал). Для ученика необходима связь с учителем, поскольку мысли могут внушаться не только Богом, но и джиннами. Распознать это может только опытный мистик, поэтому мюрид обязан был рассказывать наставнику (муршиду) все свои видения и сны. Наджм ад-Дин предложил концепцию «скрытого свидетеля» – двойника души в мире идей, который может явиться мистику на некоторых стадиях духовного познания. Учение о двойнике души было развито на Ближнем Востоке и в учении о фраваши в Иране, позже приобрело популярность в иранском мистицизме (ас-Сухраварди, Мулла Садра и др.). Фактически это означало признание особого мира идей, а также разработанную Наджм ад-Дином концепцию о латаиф – тонких жизненных телесных центрах. Считалось, что опытный мистик благодаря энергии (химма) может вызывать к жизни события и даже оказывать влияние на другие сердца. Братства кубравийи вначале практиковали громкий зикр, однако позже многие перешли на тихий. Из Средней Азии идеи братства проникли в Турцию, и Индию. Бежавший от монгольских завоевателей ученик Наджм ад-Дина ал-Кубра Наджм ад-Дин Дайа Рази написал «Засаду рабов Божьих» – наиболее популярное сочинение иранских, турецких, а позже и индийских суфиев. Кубравийа представлена многочисленными направлениями, а также множеством дочерних братств, которые не имели единой организации, но только общую идеологию. Во главе многочисленных ханака стояли халифы. Основные принципы кубравийи и цветовая символика были заимствованы многими другими братствами (кадирийа, накшбандийа, халватийа).

 
PR-CY.ru