КОРАН - Страница 6

Наряду с хадисами появились «метафорические» комментарии Корана, а в дальнейшем – новые «писания» (например, у баббитов), что свидетельствовало о неуклонном уменьшении реальной роли Корана в мусульманском обществе. Это не могло не привести к появлению ряда движений, провозгласивших лозунг «назад к Корану». В целом, идеологическая борьба вокруг места Корана в жизни мусульманского общества является отражением более широкой идейной борьбы, связанной с ролью светского и духовного в исламском государстве. Коран отразил исторические и иные реалии своего времени, запечатлел процесс распада родового общества, формирования новых общественных институтов и моральных норм, утверждения единобожия. Он закрепил божественной санкцией результаты длительного процесса перестройки социальной действительности, доминирующее положение уже существовавших, как правило, оседлых центров Внутренней Аравии. Мировоззрение, отраженное в Коране, – новая ступень в развитии сознания общества, а не спонтанный творческий акт пророка. Несмотря на то, что Коран – это поэтический мир самого Мухаммада, каждый последователь неизбежно соотносил себя с ним. Поэтому Коран выполняет функции ниспосланного Богом «арабского судебника». Постепенно исламоведы пришли к выводу, что ислам стал закономерным результатом развития традиционных форм религиозной жизни ближневосточного региона, где ранее зародились иудаизм, христианство, зороастризм и манихейство, и где шел интенсивный обмен религиозными идеями и представлениями, творчески усвоенными и переработанными исламом.  Поэтому Коран представляет собой уникальный исторический памятник, проливающий свет и на доисламскую эпоху в Аравии. Его изучение мусульманскими богословами и лингвистами, вызванное в первую очередь потребностями его комментирования, привело к становлению целого спектра научных дисциплин. По мере возникновения в мусульманском государстве культурного симбиоза, ознаменовавшегося широким усвоением исламской культурой достижений покоренных народов, усложнялось и теоретическое осмысление социально-религиозной системы, стержнем которой является Коран. Именно с этим процессом и связаны как развитие доктрины о «неподражаемости» Корана, так и возникновение дискуссии о его «сотворенности» или «несотворенности», которая в течение длительного времени являлась прямым отражением социально-идеологической борьбы в Халифате и во многом определила ее характер. Оружием в полемике между различными направлениями ислама являлись и тафсиры, т.е. толкования текста Корана. Идеи и представления, зафиксированные в Коране, оказывают воздействие на образ мыслей и жизнедеятельность миллионов современных мусульман.



 
PR-CY.ru