КОРАН - Страница 4

Четыре ангела (Гавриил, Михаил, Азраил и Исрафил) обладают наивысшим могуществом, но все они несравненно ниже Аллаха. Это его слуги и рабы, созданные, как и люди, так что их существование не компрометирует строгий монотеизм ислама. Коран ничего не говорит о природе ангелов, но изображает их при исполнении разнообразных задач: некоторые из них служат в непосредственной близости от Бога, одни прославляют его имя и поддерживают его престол; другие хранят «небесный Коран». Некоторые ангелы признаны быть хранителями людей, другие ведут запись их добрых и злых деяний; они составляют войско, сражающееся на стороне правоверных, и призваны сыграть важную роль в становлении и конце мира. В проповедях Мухаммада фигурируют также джинны (демоны). Одним из основополагающих истин Корана является договор с Богом. Несмотря на то, что он не входит в символ веры, изложенный в хадисах, договор с Богом (митхак) составляет важнейший элемент для понимания исламской концепции веры и спасения. Грехопадение Адама не отменило митхак, но Адаму и его потомкам было назначено наказание: отныне они были обречены враждовать друг с другом и вести на земле лишь временное существование, заканчивающееся смертью. Это положение, в соответствии с Кораном, не требует ни искупления, ни искупителя. Учение Корана предписывает почитать и ценить божественное творение, наслаждаясь им умеренно и сознательно. По Корану, историческое время ограничено двумя событиями: митхаком, с одной стороны, и Страшным судом, с другой. Бог является каждому человеку и всем людям без исключения, и поэтому, согласно преданию, каждый человек рождается монотеистом (верующим в единого Бога). По отношению к этому предвечному откровению все важнейшие откровения – всего лишь наименования, а все монотеистические религии – только повторения изначального свидетельства. Во многих стихах Корана описывается космический конец света, когда ангелы созовут человечество для подведения итогов. Однако следует отметить, что, хотя деяния людей «взвешиваются», окончательное решение определяется подтверждением веры в единого Бога. Коран подчеркивает его безграничное всемогущество, которое не обусловлено ничем. Ничто не происходит, что не было бы предречено или предписано до творения (см. Предопределение). Также подчеркивается уникальность божественного творчества. Ответственность, которую несет человек, основана на его свободе воли, по этой причине каждая душа будет вознаграждена «за то, что она приобрела». Коран нисколько не стремится избежать противоречий, которые лишь подчеркивают непознаваемость божественных тайн. В соответствии с ним, Бог посылает своего посланца каждой общине, чтобы напоминать ей о заключении митхака и неизбежности Страшного суда. Некоторым из этих пророков Бог вручал другие «книги»: Ибрахим (Авраам) получил «скрижали», Муса (Моисей) – Тору, Иса (Иисус) – Евангелие и, наконец, Мухаммад – Коран. Повторение пророчеств не противоречит неизменному характеру изначальной религии, оно необходимо, поскольку со временем многие общины исказили первоначальное послание. Вера в Писания и посланников упоминается во многих стихах Корана и содержит культурные, социальные, юридические предписания и правила благопристойности. Мусульманин находит там основы веры, пищу для молитвы и размышлений, а также принципы нравственной и общественной жизни, наконец, особую эстетику языка и каллиграфии.

 



 
PR-CY.ru