КОРАН - Страница 3

Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммад теперь стал связывать только с арабами, и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище (Каабу), но и «чистую» первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммад и которую исказили евреи и христиане. Большая часть коранического текста содержит полемику между Аллахом, «говорящим» от первого или от третьего лица, либо через посредников (дух, Джабарил), но всегда устами Мухаммада, с противниками ислама, а также обращения Аллаха к последователям пророка с увещеваниями, предостережениями и предписаниями. Поскольку Коран составлен из проповедей разных периодов, в нем отсутствует какое-либо внутреннее композиционное единство, поэтому собиратели и редакторы не всегда могли точно установить их хронологическую последовательность. Коран сложился как собрание устных проповедей, и это наложило отпечаток на его стиль. Своеобразие его языка, неоднородность формы и стиля обусловлены именно длительностью создания, разнообразием содержания, поисками Мухаммадом точных средств выражения его идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности. За редкими исключениями Коран не содержит пространных сюжетных повествований, а имеющиеся сюжеты чаще всего разбиты на фрагменты, соединенные без ясной логической последовательности. Смысл целого вырисовывается при осознании всей совокупности, каждый из элементов которой перекликается с другими и ими дополняется: отсюда необходимость для верующего знать текст откровения наизусть и в целом. Пафос Корана направлен против язычества и основ общественной жизни родоплеменного строя. Из суры в суру настойчиво повторяется мысль о единстве Аллаха, его всемогуществе и справедливости. Аллах открылся Мухаммаду как Бог силы, всемогущий Вседержитель, хотя этим не устраняются и другие понятия Божества. Очень часто он называет Аллаха Богом Истины, Милостивым и Милосердным. Милосердию он учит и по отношению к ближнему. Если главное дело относительно Бога есть молитва, то относительно ближнего – милостыня, которая не столько внешнее предписание, сколько выражение истинного религиозного настроения, вершина добродетели: «Выкупить пленного, накормить в дни голода сироту ближнего и нищего безвестного». Коран говорит о таинстве единого Бога и его атрибутах; творении и знаках, им оставленных «для того, кто умеет видеть», вере в Страшный суд, наградах и карах, рассказывает историю божественного откровения от Адама до Мухаммада и историю религиозных общин, сохранявших истинную веру до появления ислама, последнего откровения до Судного дня. Коран говорит и свойствах Бога: Он самодостаточен и является единственной сущностью, вездесущ, ничто не избежит Его, и Он не нуждается ни в какой посторонней помощи. И хотя тайна Его непознаваема, Коран, тем не менее, приписывает Ему множество эпитетов, вскрывающих различные свойства Бога, которые теологи называют атрибутами. Традиция утверждает, что у Бога 99 имен (см. Аллах), но они известны лишь ему одному. Два эпитета Бога, наиболее часто употребляемые в Коране, – «Милостивый» и «Милосердный». На размышлениях о его имени сосредотачиваются мистики (суфии). Однако наряду с благим и единственным Аллахом в новом вероучении действует могущественный злой демон, именуемый либо Шайтаном, либо Иблисом. Это – падший ангел, который за непослушание был отринут Аллахом. Взаимоотношения между Аллахом и Иблисом примерно те же, что между ветхозаветными Яхве и Сатаной: всесильный Аллах терпит Иблиса и исходящее от него зло ради испытания человека.

 



 
PR-CY.ru