Словарь по исламу К КОРАН

КОРАН

КОРАН (арб. – чтение вслух, речитатив, декламация) – главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме «пророческих откровений» в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Слово «Коран» означает «то, что читают, произносят» (т.е. то, что было сказано Мухаммаду архангелом Гавриилом – Джабраилом, Джибрилом – и что он повторил). Его также называют Мусхаб, Ал-Китаб, Фуркан. Коран – это поэтический сборник, собрание проповедей Мухаммада, обращенных к еще не признавшим новое учение язычникам или неофитам, а также поучительных рассказов, канонических предписаний, молитв и т.д. Поскольку Мухаммад не умел читать и писать, то сам он никаких записей не оставил, и при жизни пророка текст Корана передавался главным образом устно, по памяти (см. Кари). Утверждается, что было немало людей, которые знали весь Коран или большую его часть наизусть. Есть версия, что первоначально существовали даже записи, но лишь отдельных «откровений», сделанных независимо от Мухаммада, а в Медине, видимо, по его указанию. Они велись на пальмовых листьях, на глиняных дощечках, на коже, на медных пластинках с помощью примитивной арабской графики, поддающейся полной расшифровке только при сохранении всего текста в памяти. Но наибольшей поддержкой в науке пользуется основанная на мусульманском предании гипотеза, согласно которой первые несколько отличные друг от друга записи полного текста появились после смерти Мухаммада (632 г.) в круге его ближайших сподвижников. Задача оформления разрозненных текстов в единую книгу встала не только из-за смерти пророка, но и из-за гибели в войнах многих его сподвижников, хранивших в памяти пространные отрывки произведений пророка. Поэтому во избежание разночтений между 650 и 656 гг. по приказу халифа Османа (Усмана) специальной коллегией был подготовлен список Корана, который постепенно вытеснил другие записи. За основу была принята одна из прежних версий, и при этом учтены дополнительные записи и свидетельства современников Мухаммада, знавших наизусть его проповеди. С данной редакции были сделаны несколько копий и разосланы в крупнейшие города Арабского халифата, остальные индивидуальные списки было приказано уничтожить. Несмотря на это распоряжение, параллельные списки имели хождение в Халифате вплоть до X в., но были вытеснены Усмановой редакцией. Самые ранние сохранившиеся списки относятся к рубежу VII–VIII вв. Один из них хранится в Мекке, в Каабе, другой – в Медине, в особом помещении во дворе мечети пророка, еще один – в Египетской национальной библиотеке, и еще один, получивший название «Коран Османа» – в Узбекистане. Считается, что он залит кровью халифа Усмана, когда тот был убит в 656 г. во время молитвы. В конце IX в. в текст Корана были введены диакритические знаки (огласовки), что было вызвано необходимостью его однозначного понимания. Однако и после этого сохранялась возможность некоторых разночтений, семь вариантов которых были, в конце концов, признаны одинаково правомерными. Каждый из этапов работы над текстом был обусловлен потребностями религиозно-политической ситуации в арабо-мусульманском обществе. Орфография, структура текста и правила чтения были окончательно канонизированы официальным изданием Корана в Каире (в 1919, 1923, 1928 гг.), которое следует одному из этих вариантов «чтений».

 



 
PR-CY.ru