Словарь по исламу К КАРРАМИТЫ

КАРРАМИТЫ

КАРРАМИТЫ – богословская мусульманская школа, существовавшая в центре и на востоке Халифата с IX по XIII вв. Основатель – Абу Абдаллах Мухаммад ибн ал-Каррам (806–869 гг.), аскет (захид). Родился в Сиджистане, обучался в разных городах Хорасана, а также в Мекке. В Иерусалиме (см. ал-Кудс) основал обитель (ханаку). Учредил также много обителей и школ в Палестине и Хорасане, поэтому оставил много последователей (каррамитов), которые распались на несколько школ. В X в. они обрели поддержку у династии Газнавидов, но постепенно их влияние утрачивалось.  Монгольское нашествие положило конец существованию школ каррамитов. Их учение известно по цитатам ал-Багдади, Ибн Хазма, аш-Шахрастани. Каррамиты считали, что Бог является субстанцией (джаухар) и потому обладает телом (джием), а его акцидентациями являются вещи. Поскольку Бог вечен, то вечен и мир. Наряду с вечными божественными атрибутами (знание, могущество, жизнь, воля) существует возникающее во времени желание (ирада), которое реализует волю в сотворенном мире через приказ «Будь!» (кун). Наиболее радикальные каррамиты полагали, что Бог вмещает в себя явления мира, при том что любое действие самостоятельно. Следуя разделению веры (см. Иман) и деяний (амал), они считали верующим всякого, кто произнес шахаду, т.е. вера – это словесное признание. В проблеме свободы воли каррамиты (как и ашариты) говорили о присвоении человеком (касб) сотворенных Богом поступков. Они ратовали за автономию человеческого разума и отрицали роль чудес как подтверждения пророческой миссии. Суждения должен выносить только разум. К религиозным установлениям каррамиты относились довольно свободно. Ибн ал-Каррам допускал совершение молитвы в грязной одежде и с грязным телом, а омовение трупа и заупокойную молитву считал обычаем (сунна), а не обязанностью (фард), как закутывание в саван и погребение. В связи с приматом разума имам должен избираться общиной (иджма), а не с помощью Божественного указания (насс, таййин). Одновременно может быть два имама в разных мусульманских странах (например, Али ибн Абу Талиб и Муавия). Мухаммад ибн ал-Хайсам (ум. в 1016/17 г.) попытался избавить учение от логических несоответствий. Доктрина каррамитов часто подвергалась критике со стороны исламских богословов (ал-Исфараини, ал-Багдади, аш-Шахрастани).

 
PR-CY.ru