Словарь по исламу К КАРМАТЫ

КАРМАТЫ

КАРМАТЫ, талимиты – последователи одного из двух основных течений исмаилизма (см. Исмаилиты). Они получили свое название от имени исмаилитского проповедника Хамдана Кармата, под чьим предводительством в конце IX в. началось крупное религиозно-политическое движение в Ираке. Однако название было известно задолго до появления основателя движения (Имя «Кармат» у разных авторов переводится по-разному: «красноглазый», «коротконогий»). В 875 г. исмаилитский даи (проповедник) Хусайн ал-Ахвази завербовал Хамдана Кармата, главу тайной организации. Пользуясь новым статусом, тот в 880-е гг. собрал вокруг себя группу приверженцев и начал вооруженную борьбу в Нижнем Ираке. К восстанию примкнули широкие слои населения, увлеченные проповедями Хамдана, его призывами к установлению социальной справедливости, которую исмаилиты, как и шииты в целом, связывали с приходом ожидаемого Махди из рода Али ибн Абу Талиба. Наряду с обычной оппозиционностью, в карматстве встречается направление, сторонники которого проповедуют изуверско-мистическую, террористическую идеологию (поклонение «живому Богу» – теократическому монарху). Карматские проповедники развернули активную деятельность также в Сирии, Бахрейне, Иране, Индии. Сторонниками этого учения в X–XI вв. были и многие исламские поэты, хотя и в разной степени. Одним из самых бескомпромиссных правдоискателей стал Насир Хосров. В результате карматство из литературного (по преимуществу) течения превратилось в широкую философскую систему, во многом противоречивую. Карматами называли всех, кто выступал против существующего режима. К ним относили даже таких государственных деятелей, как Махмуд Газневи и визирь Сельджукидов Низам аль-Мульк. Члены общины имели в личном пользовании только оружие, вносили в общую казну пятую часть доходов и ввели в обиход совместные трапезы. Восстание в Нижнем Ираке с большим трудом было подавлено только в 906 г., но к этому времени, на рубеже IX–X вв. карматы создали независимую общину-государство на Бахрейне. Они захватили Оман, вторглись в Ирак и Иран, нападали на караваны паломников, в 930 г. ворвались в Мекку и ограбили Каабу, увезя на Бахрейн священную для мусульман реликвию – «черный камень», который вернули за большой выкуп лишь два десятилетия спустя. Существование государства бахрейнских карматов прекратило свое существование к концу XI в. при Сельджуках. Тогда же произошел раскол в исмаилитском движении. Часть карматов выступили против исмаилитского руководства и отмежевались от Фатимидов, не признав притязаний на имамат Убейдаллаха аль-Махди. Созданная на Бахрейне земледельческая ремесленная община карматов отличалась от фатимидских исмаилитов радикальной для своего времени социальной программой: они пренебрегали внешними обрядами, в частности, считали поклонение Каабе идолопоклонством. Карматское учение о «внутренней» стороне религии во многом схоже с учением ранних исмаилитов. Карматы ввели строгую и тщательно разработанную систему обучения – талим (отсюда их прозвище – талимиты). Пренебрежение «внешней» стороной религии (обряды, ритуальные запреты) носило у них еще более открытый характер, чем у фатимидских исмаилитов. Однако стремление построить свое благополучие на труде рабов, фанатизм и жестокость привели карматов к изоляции от населения, а вражда с фатимидскими исмаилитами ослабила их.

 
PR-CY.ru