КАДИ

КАДИ, кази (араб.) – мусульманский судья, назначавшийся правителем или его наместником в городах и провинциях исламского государства. Он осуществлял правосудие, опираясь на шариат. Изначально назначать кади мог только халиф – глава всей мусульманской общины (уммы). Перед ним же можно было обжаловать принятое решение. Первые судьи такого рода были назначены Умаром (Омаром) ибн ал-Хаттабом (634–644 гг.) в Медину, Басру и Куфу. Во второй половине VIII в. была учреждена должность верховного кади (кади ал-кудат), который от имени халифа мог назначать всех остальных кади и принимать апелляции на их решения. До возникновения Халифата Фатимидов существовал только один ал-кудат – в Багдаде. Однако с появлением все большего числа независимых мусульманских государств увеличивалось и число кади ал-кудат. В Египте при Фатимидах и Аййубидах существовали верховные кади от каждого мазхаба. В османской Турции рядовых кади назначали сами султаны, а функции кади ал-кудат выполнял шейх уль-ислам. Среди необходимых качеств судьи особо выделяли честность и справедливость, однако это условие далеко не всегда соблюдалось. Должности кади нередко продавались, и их занимали малокомпетентные люди, преследовавшие корыстные цели. Судебные полномочия кади охватывали в принципе как рассмотрение гражданских споров между мусульманами, так и применение санкций к нарушителям норм фикха, включая уголовное наказание преступников. В его обязанности также входило наблюдение за общественной нравственностью, за состоянием  государственных зданий и сооружений, дорог, контроль над правоохранительными органами и тюрьмами, сбором и распределением закята и т.д. Войсковой же кади, кроме того, должен был от имени правителя объявлять священную войну (джихад) и следить за правильностью раздела военной добычи. Любое дело кади разрешал единолично и, как правило, за одно заседание. Если ответчик соглашался с предъявленным ему иском, то для вынесения решения никаких других доказательств не требовалось. При отказе ответчика признать свою ответственность истец должен был доказать обоснованность претензии. Кади стремился уладить спор миром. Если это не удавалось, он выносил решение, которое проигравшая сторона была обязана выполнить. Такое решение считалось окончательным и в принципе не подлежало обжалованию. Кади не располагал достаточной властью, чтобы обеспечить реализацию своих судебных постановлений, которые исполнялись главным образом в силу его личного авторитета и добровольного признания их верующими. Многие из них воспринимали предписания кади как исламские нормы, обращенные к их религиозной совести. Кади находился на службе у всей общины, получая содержание из государственной казны. Из этих денег он должен был содержать необходимый ему штат секретарей, переводчиков, посыльных и т.д. Однако кади иногда отказывались от такого содержания, зарабатывая себе на жизнь трудом или имея собственную торговлю. С VIII в. кади, так же как факихи и муфтии, стали носить особую одежду. В крупных городах они объединялись в сообщества, напоминающие коллегии, но не имевшие никакого официального статуса.

 
PR-CY.ru