ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ - Страница 2

Для арабо-мусульманской фалсафы было характерно представление о религии как о чисто практическом, политическом искусстве, регулирующем межчеловеческие отношения и не имеющем отношения к постижению истины. Ее виднейшими представителями на Востоке были ал-Кинди (конец VIII в. – 860/879 гг.), ар-Рази (865–925/934 гг.), ал-Фараби (870–950 гг.), Ибн Сина и на Западе (в Андалусии и Северной Африке) Ибн Баджжа (конец XI в. – 1139 г.), Ибн Туфайл (начало XII в. – 1185/1186 г.) и Ибн Рушд (1126–1198 гг.). В Средние века в мусульманском мире знание (как религиозное, так и внерелигиозное) было престижным и почитаемым. Образованность (в том числе светская) приобрела широкий масштаб, и ее ценностными установками проникались мусульманские правители, покровительствовавшие различным формам философии и литературного творчества. Конфессиональная разнородность мира ислама представляла собой питательную среду не только для критики религиозного мировоззрения, но и для развития относительной веротерпимости. В Средние века были написаны многочисленные труды по сравнительному религиоведению. Формально-логические, основанные на разуме доводы для обсуждения религиозного учения, широко применялись сторонниками спекулятивной теологии ислама – калама. Главными оппонентами рационалистических течений в рамках мусульманской теологии выступили сторонники суннитского традиционализма (см. Сунниты), прежде всего приверженцы ханбалитской школы, названной по имени основателя Ахмада ибн Ханбаля (780–835 гг.). Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, на знание, освященное авторитетом пророка Мухаммада и его сподвижников, теологи-традиционалисты утверждали необходимость принятия веры без рассуждений, исповедовали безусловность Божественного предопределения. Они выступали за запрет на любые нововведения в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в священных исламских текстах, на свободное обсуждение проблем религии. Для традиционалистского богословия характерен подход к Корану и хадисам, исключающий всякое их иносказательное толкование и предполагающий применение принципа «не задавай вопрос «как?»». Традиционалисты призывали ориентироваться на образ жизни мусульманской общины в эпоху пророка Мухаммада и первых поколений его последователей – «праведных предков». В отличие от усложненных теолого-философских построений приверженцев мутазилитского калама, догматические представления ханбалитов отличались простотой и доступностью. Оригинальная философская мысль, возникшая на Ближнем и Среднем Востоке в раннее Средневековье, достигла апогея к XII в. Возрождение интереса к средневековой мусульманской философии, прежде всего, к традициям рационализма, произошло во второй половине XIX в. Представители различных идейных направлений на мусульманском Востоке, обратившиеся к изучению духовного наследия, придавали большое значение критике европоцентристских толкований важности арабской культуры, философии и религии, попыток отрицать самобытность арабо-мусульманской мысли. Интерпретация духовного наследия мусульманского мира в настоящее время является предметом идейной полемики и острых дискуссий. Многие мусульманские теологи и религиозные деятели традиционалистской направленности настаивают на строгом следовании выработанным в эпоху Средневековья традиционным подходам к сакральным (священным) текстам, подчеркивают незыблемость традиции и непререкаемость мнения религиозных авторитетов прошлого. Оппоненты теологов традиционалистского толка (в том числе светские) видят в наследии прошлого (религиозном и философском) действенный фактор, положительно влияющий на эволюцию общественно-политической мысли. Они стремятся выявить в средневековой арабо-мусульманской мысли те рационалистические тенденции, которые, по их мнению, наиболее созвучны современности. Особая роль отводится каламу, и, прежде всего, мутазилитской школе. В качестве выдающихся достижений мутазилитской традиции отмечаются признание решающей роли разума в процессе познания, оценка разума как высшей инстанции при решении мировоззренческих (в том числе религиозных) вопросов, утверждение свободы воли, призыв к активной созидательной деятельности. Расширение исследований духовного наследия мусульманского мира, направленных на воссоздание реальной картины развития религиозной и философской мысли его народов, знаменуют качественно новый этап в развитии философии на арабо-мусульманском Востоке.



 
PR-CY.ru