ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА - Страница 10

Градостроительство по праву может быть отнесено к одному из высших достижений мусульманской цивилизации. Протекающие по улицам арыки, парки, бассейны, бани, оживленные рынки, библиотеки, многоэтажные дома – все это вызывало восхищение у многих путешественников. В мусульманских странах, расположенных в основном в зоне жаркого климата, высоко ценили чистую питьевую воду, а также воду, которую использовали для ритуального омовения. Тем не менее, по свидетельству мусульманского историка и географа аль-Истахри, в Самарканде, например, редко можно было видеть постоялый двор, улицу, площадь, где не раздавали бы ради Аллаха ледяную воду. Ее брали из кирпичных хранилищ и бронзовых чанов, а смотрители водоснабжения освобождались от подушной подати. В Багдаде имелись построенные из кирпича закрытые акведуки, в иранских городах к охлаждающим воду сосудам, снабженных кранами, были проведены водопроводы. Непременной принадлежностью мусульманских городов были красочные базары, неподалеку от которых находились торговые склады, гостиницы, купеческие дома. В прилегающих многочисленных улочках и переулках располагались мастерские ремесленников: ткачей, красильщиков, медников, ювелиров. Шумные базары, где посредники сновали в одной толпе с поденщиками и носильщиками, могли показаться неискушенному человеку беспорядочным хаосом. На самом же деле вся жизнь в этих рыночных центрах подчинялась строгой системе: пресекались пьянство и ношение одежды, не соответствующей исламским нормам приличия, строгому наказанию подвергались лица, нарушившие законы шариата. Общественный порядок обеспечивали городские надзиратели (мухтасибы). Они несли ответственность за законность и справедливость совершавшихся сделок, проверяли все размеры товара, устанавливали справедливые цены, осуществляли надзор за работой печей, мануфактур и общественных бань. Позднее, во времена Османской империи, в крупных городах эту функцию выполняли специальные офицеры – янычары. Они имели подчиненных, в число которых входили секретарь-счетовод и карательный отряд. Проверяя качество пищевых продуктов и потребительских товаров, они занимались также сбором пошлин, установленных на ввозимую продукцию. Люди, занятые в сфере производства, распределения и обслуживания, объединялись в организации, напоминающие профессиональные союзы-гильдии. Их внутренняя жизнь регулировалась строгими уставами (письменными или устными). Система гильдий охватывала широкие слои населения, к ним принадлежали не только ремесленники и торговцы, но и музыканты и певцы, художники и трубочисты, водоносы и цирюльники, лодочники и гадальщики, платные плакальщицы и сказители, среди которых было немало мистиков-суфиев. Наряду с гильдиями существовали так называемые футуввы, т.е. «братства молодых людей, поклявшихся быть верными»; товарищи, преданные друг другу. Члены гильдии были связаны между собой не национальной или расовой принадлежностью, не кровным родством, а верой в единого Бога. У них отсутствовал национализм в нынешнем его понимании, поэтому к системе гильдий принадлежали иудеи и христиане, местные уроженцы и пришельцы. Во время молитвы мусульмане отправлялись в мечеть, христиане – в церковь, иудеи – в синагогу. Такая веротерпимость способствовала подчинению Халифату сопредельных стран.

 



 
PR-CY.ru