ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА - Страница 4

Тема любви и гуманистические идеи, которые впоследствии пронизывают наиболее ценную часть фарсоязычной литературы, в поэзию проникает с творчеством таких поэтов иранского происхождения, как Башшар ибн Бурд и Абу Нувас. Предание гласит, что умением сочинять стихи особенно прославилось хиджазское племя узра. (Хиджаз – область, включающая Мекку и Медину.) Поэты узритского направления (в их число входили поэты и других племен) воспевали целомудренную любовь несчастных влюбленных, оторванных друг от друга суровыми племенными законами. Эта возвышенная и мученическая любовь приобретает черты мистического чувства, а фоном и почвой такой поэзии стала безрадостная и жалкая жизнь некогда гордого и воинственного бедуинского племени. В хиджазской любовной лирике исследователи выделяют два направления – бедуинское (узритское) и городское. В то время как языческие поэты были бесхитростными искателями любовных радостей, наивно и прямолинейно описывающими физические достоинства возлюбленной, а городские лирики Хиджаза – самоуверенными, а порой и циничными прожигателями жизни, смотревшими на любовные утехи как на приятное времяпрепровождение, узритские лирики бескорыстно служили своему идеальному предмету обожания и лишь горько жаловались на судьбу, разлучившую их с возлюбленной. Любовь узритских поэтов порой носит столь абстрактный характер, что невольно складывается ощущение, будто их возлюбленные лишь условные «дамы», в образах которых персонифицируется и конкретизируется само любовное чувство, нуждающееся для своего поэтического выражения в некоем условном объекте (как это было позже у некоторых поэтов Прованса). Это порождает обожествление узритским поэтом условной возлюбленной и то равнодушие, которое он проявляет к внешним достоинствам любимой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, получив новую интерпретацию в суфийской философской мысли (см. Суфизм), узритская любовная лирика с ее поэтизацией внечувственной любви даст впоследствии столь богатый материал для развития любовной темы в суфийской мистической лирике. Самым популярным поэтом узритского направления считается аль-Мулаввах по прозвищу Маджнун («одержимый», «обезумевший»). Легенда о несчастной любви Маджнуна к Лейле неоднократно служила сюжетом не только в арабской, но и в других литературах народов Востока. Разумеется, трудно найти в этой легенде какие бы то ни было реальные черты жизни поэта, скорее всего, она сложилась как комментарий к стихам, приписываемых Маджнуну. Совсем иной характер носила чувственная «эпикурейская» лирика горожан Хиджаза. Отстраненные от какой-либо политической деятельности жители Мекки и Медины в значительной степени утратили интерес к политической и религиозной тематике. Приволье кочевой жизни, столь дорогое сердцу бедуинских поэтов, также не волновало мекканских и мединских купцов и курейшитских аристократов. Огромные богатства, стекавшиеся в Хиджаз, позволяли им вести праздную жизнь, полную разнообразных утонченных развлечений. В этой среде и расцвела любовная поэзия, уходящая своими корнями не только в лирический зачин доисламской касыды (несомненно, сыгравшей определенную роль в формировании нового жанра), но и в персидскую песенную культуру, влияние которой в городах Хиджаза после победоносных походов в Иран и появления в хиджазских городах иранских невольников (певцов и музыкантов) было очень велико.

 



 
PR-CY.ru