ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА - Страница 11

В мусульманском мире основные потребности человека (в пище, одежде и жилье) удовлетворялись в соответствии с законами шариата, и в этом комплексе особое место занимает одежда. Вследствие этого, везде, где побеждал ислам, мусульман можно было отличить по их длинным одеждам и покрывалам. Мусульманским нормам и обычаям должны были соответствовать производимые ремесленниками предметы, а самым престижным ремеслом считалось ковроткацкое производство – ведь ковры были неотъемлемой частью мусульманского быта. Ковры на стене, на полу, молитвенные коврики и стеганые одеяла, круглые восточные подушки – все это создавало уют и красоту в доме. Высокого уровня достигла техника обработки волокна, направленная на производство тончайшего полотна. Египетские, сирийские, турецкие, иранские ткани были настолько плотно сотканы, что на Востоке и Западе их использовали даже при изготовлении географических карт. Переливающиеся разными цветами ткани служили материалом для изготовления накидок и покрывал для женщин, а некрашеные и однотонные ткани использовались для мужских халатов и повязок на голову. Исключение составляли яркие халаты и чалмы для вельмож и духовных лиц. Исламский мир стал родиной парфюмерной продукции. Многочисленные сорта душистых масел были приготовлены из фиалок, лотоса, нарциссов, карликовой пальмы, лилий, белого жасмина, мирта, майорана и померанцевого корня. В Средневековье ароматные воды, привезенные из мусульманских стран, не имели себе равных. Именно Восток приучал светских и духовных князей Европы к роскоши и изысканности. И пока европейский быт не испытал влияние мусульманской культуры, он был достаточно суровым и аскетичным. Мусульмане прославились мастерством приготовления пищи из пшеничной муки и сладостей. В древности для помола пшеницы широко применялись ручные мельницы, но уже в раннем средневековье в мусульманских городах, расположенных у рек, появились плавучие мельницы, а в иракском городе Басре даже строили мельницу, вращаемую отступающей во время отлива водой. Развитие культуры немыслимо без производства бумаги. Китайская бумага, производимая в Самарканде, существенно снизила не нее цену и практически вытеснила из употребления папирус и пергамент. Мусульманские мастера ввели основательное новшество: начали изготовлять бумагу не из тутового дерева и бамбукового тростника, как это  было в Китае, а из тряпья. Бумажные фабрики имелись в разных городах, но основным центром оставался Самарканд. Исламские города были центрами науки и культуры средневекового мира; они притягивали к себе ученых. В университеты мусульманской Испании (в Кордову и Севилью) приезжали учиться из Франции и Италии, были среди обучаемых даже религиозные деятели из Ватикана. Умение писать и читать считалось даром Божьим, поэтому большим уважением пользовались чтецы и переписчики. На улицах и базарах мусульманских городов можно было встретить многочисленных писцов, которые писали письма, составляли договоры и заявления. Хороший почерк и умение использовать различные виды письма ценились как высокое искусство. Переписчики и каллиграфы, владевшие арабской письменностью, состояли на службе у халифов, эмиров и султанов. Многие произведения поэтов, философов и ученых древности и мусульманского Средневековья дошли до нас благодаря переписчикам. Ценным качеством культурного человека признавалась хорошая память, необходимая для приобретения религиозных и научных знаний. Развитию памяти способствовало заучивание наизусть коранических аятов (Коран буквально означает «чтение наизусть). В мусульманских учебных заведениях (мектебах) этому уделялось самое серьезное внимание.

 



 
PR-CY.ru