ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА - Страница 2

Особенность исламской культуры – сочетание в единой системе основных религиозных ценностей и жесткой регламентации культового и бытового поведения со свободомыслием и толкованием богословских проблем. Это зафиксировано в главной книге ислама – Коране, который предписывает обязательные молитвы и посты, обрезание для мальчиков, ношение паранджи для женщин, запреты на алкоголь, на определенные виды мяса, на азартные игры, на ростовщичество и выплату процентов по долгам. То, что не было записано в Коране, дополнено в хадисах – рассказах о поступках и высказываниях пророка Мухаммада и его сподвижников. Арабское слово «хадис» означает «передавать сообщение, рассказывать». Эти рассказы составили сборники, которые называются Сунной. Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы пророка. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступками Мухаммада, поэтому хадис – слово пророка, его указание, как поступить в том или ином случае. Коран как литературный памятник, несомненно, оказал влияние на исламскую культуру и литературу, арабскую в частности. Он лег в основу того сложного комплекса, который и получил несколько условное название «исламская культура» и связал общими историко-культурными и литературными традициями многие мусульманские народы Востока. Изучение Корана, притом только в оригинале, стало краеугольным камнем образования, основой религиозно-этического воспитания. Форма Корана с его стилистическими особенностями, рифмованной прозой (саджем) и т.д. оказала влияние на все виды повествовательной прозы, особенно на теологическую, историко-географическую и естественнонаучную литературу, послания всех видов  (деловые, научные и личные) и сочинения других жанров. Появление Корана ускорило формирование единого арабского литературного языка и способствовало закреплению его грамматических и стилистических норм на многие века. Его толкование в широком масштабе дало начало ряду отраслей средневековой мусульманской науки и письменности: богословию, языкознанию, стилистике и риторике, мусульманской философии и т.д. Однако со временем содержащихся в Коране предписаний религиозного и светского характера оказалось недостаточно для разрешения вновь возникавших в мусульманской общине вопросов, и юристы-теологи (факихи) вынуждены были обратиться к рассказам (хадисам) о деятельности и речах пророка Мухаммада, восходящим к его сподвижникам, которые могли играть роль своеобразных юридических прецедентов. Так, языческая сунна (старинные неписаные морально-правовые предписания, регулировавшие жизнь доисламского патриархального общества) сменялась мусульманской Сунной – «преданием», основанным на хадисах и регулирующим жизнь мусульманской общины. Поэтому Сунна (букв. «путь», «жизнь», «образец»)  стала одним из главных источников мусульманского права и оказала большое влияние на развитие арабской художественной и деловой прозы. Наряду с Кораном (Священным Писанием) она составляет основу вероучения, культовой практики и в целом образа жизни мусульманских общин. Сунна основана на устных и письменных рассказах не только о жизни Мухаммада и его проповедях, но и об иных персонажах, никогда не упоминавшихся ни в Коране, ни в Библии, причем некоторые из них имели местное, а не общеисламское распространение.

 



 
PR-CY.ru