ИБН ТАЙМИЙА - Страница 2

Он также отдавал предпочтение мнению сподвижников Мухаммада и их ранних последователей перед доктринами основателей мазхабов, (это движение получило называние салафийа), осуждая «недозволенные новшества» (бида). Ибн Таймийа не объявлял о новом открытии «врат иджтихада», так как считал, что иджтихад не мог прекратиться, будучи необходимым для интерпретации закона, но предложил правила, за которыми полагалось следовать муджтахиду. Он призывал опираться преимущественно на текст Корана и хадисов (ан-насс), принижая значение иджмы. Вместе с тем он отводил важную роль суждению по аналогии (кияс). Касаясь вопросов политики, Ибн Таймийа считал, что государство и религия неразрывно связаны, поскольку без государственной силы принуждения религия находится в опасности, а государство без религии принимает форму тирании. Задачей государства является поддержание справедливости и создание реальных условий для формирования общества, целиком посвящающего себя Богу. Указывая на то, что шахада предписывает повиновение лишь Богу и пророку, Ибн Таймийа не считал единый Халифат обязательным. В области экономики он уделяет особое внимание принципу солидарности и взаимопомощи внутри мусульманской общины, признает частную собственность, однако говорит, что богатые должны активно поддерживать бедных. Цены не должны быть фиксированы, кроме как по взаимному соглашению членов общины. Несмотря на постоянные конфликты с властями и богословами, заключения и преследования, влияние Ибн Таймии даже на представителей других школ было огромным. Его взгляды сохранили свою популярность и в последующие годы. Учение Ибн Таймийи, не получившее широкого распространения при его жизни, в XVIII в. было использовано Мухаммадом ибн Абд ал-Ваххабом и легло в основу доктрины ваххабизма, ныне являющегося официальной идеологией Саудовской Аравии.



 
PR-CY.ru