ИСЛАМ В РОССИИ - Страница 4

Господство иноверческой Руси и внедрение новых институтов управления воспринималось народом как прямая угроза традиционному образу жизни и национальной культуре. К XVII в. противостояние стало настолько очевидным, что определенные политические силы (в частности, Лжедмитрий II) даже пытались его использовать в борьбе за российскую корону. Сами же татары прибегали ко всевозможным формам противодействия: от пассивного неприятия до активного вооруженного сопротивления и обращения за помощью к другим государствам. При этом, убеждение в своей принадлежности к мусульманскому миру у них с самого начала переплеталось с формирующимся осознанием этнической общности в рамках определенных географических границ. Тем не менее, исламизация региона была преимущественно мирной, растянувшейся на ряд десятилетий. Несмотря на объявленные ранее запреты, в XVII в. в России происходило строительство новых мечетей. Особенно много их появилось в татарских селах Башкирии, что связано с массовым переселением сюда казанских татар во второй половине XVI в., после разгрома Казанского ханства. В XVII в. существовала мечеть и в Астрахани, упоминаемая в связи со взятием в 1670 г. города войском Степана Разина. Московское правительство в XVII – начале XVIII в. принимает ряд мер по ограничению прав служилых мусульман, при этом мусульманам, принявшим крещение, сокращались подати и рекрутские наборы и увеличивались аналогичные повинности сохранившим верность исламу. При Петре I делаются первые попытки изучения ислама, однако для «просвещенных» социальных верхов того времени характерно резко негативное его восприятие, связанное, возможно, с военным противостоянием с Турцией. В правление Анны Иоанновны (указом 1736 г.) запрещалось строительство новых мечетей в Башкирии, а еще за пять лет до этого в Свияжске (Казанской губернии) была учреждена Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев. В 1740 г. (в царствование Елизаветы Петровны) она была переведена в Казань и преобразована в Новокрещенскую контору во главе с епископом Лукой Канашевичем. Данное учреждение было наделено широкими полномочиями не только в миссионерской деятельности, но и в насильственном принуждении к крещению. Так, Новокрещенская контора, руководствуясь указом от 19 ноября 1742 г., только в пределах Казанской губернии из 536 мечетей уничтожила 418. Однако результаты христианизации мусульман в России за два века были все же незначительными. В XVIII в. политика Российского государства в отношении ислама и мусульман была не вполне последовательной. В целом законодательство первых русских императоров и императриц сдерживало его распространение (ограничивалось строительство новых мечетей, всячески поощрялись переход мусульман в православие и миссионерская деятельность православного духовенства), однако приоритет отдавался не религиозным, а государственным интересам. Так, уже в 1755 г. первым генералом-мусульманином стал сподвижник Петра I Кутлу-Мухаммед Тевкелев. В период царствования Елизаветы Петровны правительство было вынуждено разрешить строительство новых мечетей, поскольку именно в них живущие в России татары, согласно их законам, приводились к присягам. В 1756 г. специальным указом было разрешено строительство новых мечетей для татар, живущих особыми деревнями в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской и Симбирской губерниях, в наказах мусульманских представителей в Уложенную комиссию 1767 г. подчеркивалась необходимость снятия ограничений в отправлении религиозных обрядов ислама. Правительственная политика по отношению к мусульманскому населению Российской империи коренным образом меняется лишь в царствование Екатерины II, которая взяла курс на покровительство исламу, что стимулировалось внешнеполитическими событиями: первым разделом Польши и Русско-турецкой войной 1768–1774 гг.



 
PR-CY.ru