ЧИШТИЙА

ЧИШТИЙА – суфийское братство (см. Суфизм), сформировавшееся в XII в. в Восточном Иране и окончательно оформившееся на рубеже XII–XIII вв. в Индии. Возникновение братства совпадает с образованием Делийского султаната, в котором чиштийа пользовалась огромным влиянием. В Средние века братство являлось самым распространенным тарикатом в Индии наряду с братством сухравардийа. В 1193 г. шейх Муин ад-Дин Хасан Чишти (1142–1235 гг.), в честь которого названо братство, прибыл в Индию и в Аджмере основал обитель. Он родился в Систане и долгое время был странствующим дервишем. После смерти Муин ад-Дина его гробница превратилась в одну из главных суфийских святынь Индии. Главным соперником чиштийи в Индии была сухравардийа, а в более позднее время – накшбандийа. Дервиши чиштийи имели, по-видимому, связи с рядом близких им братств на Ближнем Востоке (каландары, бекташийа), но нигде за пределами Индии их общины не получили распространение. В середине XII – середине XIV в. братство чиштийа было единой, жестко централизованной организацией, имевшей широко разветвленную сеть обителей. Отличительной особенностью братства было еще и то, что в нем состояли не только мусульмане, но и индуисты. В это время суфизм стал массовым явлением на севере и шагнул далеко на юг и восток субконтинента. Но во второй половине XIV в. единая организация перестала существовать и не смогла восстановиться как монолитное братство. Только две его ветви оказались исключительно жизнестойкими – сабирийа (по имени основателя – Ала ал-Дина Али ас-Сабира) и низамийа. Братство чиштийа отвергало любые контакты с властями, не признавало систему наследования в руководстве общиной (позже принципы игнорирования властей и выборности руководства перешли в прошлое), отрицало накопительство, запрещало нищенство (суфий должен добывать пропитание собственным трудом), употребление алкоголя, наркотиков и табака. Большой популярностью пользовался сорокадневный пост (наиболее ревностные дервиши практиковали его в подвешенном вниз головой состоянии). В братстве наряду с тихим зикром, который был обязателен для каждого члена, широко практиковали личный громкий зикр и радения. Путь чиштийи состоял из 44 стоянок (см. Макам). Отличительным признаком члена этого братства была высокая войлочная шапка-колпак. Чиштийа оказала влияние на развитие литератур на новоиндийских языках, на сложение индомусульманской музыкальной культуры. В настоящее время продолжает действовать ряд обителей в Индии, Пакистане, Бангладеш. Идеология чиштийи зиждется на доктрине Ибн Араби вахжат ал-вуджуд, который написал комментарии на «Адаб ал-муридин» ас-Сухраварди и «Тамхидат» Айн ал-Кузата. Ему же принадлежат многочисленные поэтические и прозаические произведения. Из индуизма чиштия переняла принцип ахимсы – отказ от насилия. Месть рассматривалась как закон животного мира. Некоторые ритуалы схожи с практикой йоги. Шейхи чиштийи не запрещали своим сторонникам вступать одновременно в другие братства. Дервиши проживали в общих помещениях, не разделенных на кельи. Учение передавалось в основном изустно. Безбрачие поощрялось, но не было узаконено.

 
PR-CY.ru