ВАРАКА ибн Науфал ибн Асад

ВАРАКА ибн Науфал ибн Асад – араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада. Сведения о Вараке скудны и часто полулегендарны. Он жил в Мекке во второй половине VI – начале VII вв. и принял христианство уже в зрелом возрасте, когда совет одного христианина помог ему спасти свою жизнь от гнева Амра ибн Аби Шамира из династии Гассанидов. Считался сведущим в вопросах вероучения, читал Священное Писание, писал на древнееврейском, возможно, знал кроме него сирийский и (или) греческий. Вёл праведный образ жизни: Варака упоминается среди немногочисленных аравийских праведников, ещё до ислама добровольно отказавшихся от употребления спиртных напитков, от гадания и азартных игр с использованием особых стрел (азлам). Сохранилось несколько его элегий и других стихотворных произведений на арабском языке, написанных в традиционной манере. Вопрос о том, какое христианство исповедовал Варака, остаётся для исследователей не вполне ясным. Они полагают, что он принадлежал к одному из иудео-христианских объединений (к елкезаитам/елкессеям или к назареям), именуемых в Коране и доисламской поэзии термином «насара», который позднее в классическом арабском стал обозначать христиан вообще. На связь Вараки с иудео-христианами указывает сообщение о том, что он делал выписки из Евангелия на древнееврейском языке: речь, вероятно, шла о Евангелии от Матфея на арамейском, записанном квадратным письмом. Варака считается одним из ханифов, монотеистов-богоискателей доисламской Аравии, однако у исследователей нет оснований предполагать, что ханифы были объединены в особую общину, одним из лидеров которой являлся Варака. Он был тесным образом связан с Мухаммадом и его родом. Родная сестра Вараки безуспешно пыталась соблазнить Абдаллаха, отца Мухаммада, перед тем, как за него посватали Амину, поскольку сама хотела стать матерью будущего пророка. О тех признаках, по которым исследователи определяют отца пророка (в частности, исходящее от него сияние), она узнала от брата. По-видимому, подобные суеверия, связанные с представлением о скором пришествии пророка из «сынов Исмаила», были тогда распространены среди аравийских христиан. Варака неоднократно проявлял заботу о Мухаммаде. Когда Амина потеряла посреди Мекки своего малолетнего сына, Варака помог отыскать его. Овдовевшая Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад стала первой женой Мухаммада по совету Вараки, который приходился ей двоюродным братом по отцовской линии. После того как Мухаммаду, согласно мусульманской традиции, было впервые ниспослано откровение, она, а затем и её супруг, обратились именно к Вараке. Тот разъяснил, что гигантская фигура, с которой Мухаммад общался на горе Хира в окрестностях Мекки, был архангел Гавриил, который прежде являлся Моисею. Варака первым признал Мухаммада пророком и предсказал, что его ожидают преследования. Сочувственно относился к мусульманам: вступился за раба-эфиопа Билала, будущего первого муэдзина, которого мучили мекканцы-язычники. Исследователи полагают, что именно от Вараки Мухаммад познакомился со многими библейскими и христианскими преданиями, нашедшими отражение в Коране. Варака умер христианином ещё до того, как пророк открыто призвал мекканцев к принятию ислама (т.е. в самом начале 610 гг.). Он явился Мухаммаду во сне в белых одеждах, поэтому среди мусульман распространено убеждение, что Варака после смерти попал в рай.

 
PR-CY.ru