Словарь по исламу А АЙЮБИДЫ

АЙЮБИДЫ

АЙЮБИДЫ, Аййубиды – мусульманская династия курдского происхождения, различные ветви которой правили в Египте, Сирии, Верхней Месопотамии и Йемене в конце XII – первой половине ХIII вв. Родоначальник А. Шази ибн Марван из армянского города Двин был одним из полководцев у багдадских Аббасидов. В 1138 г. его сыновья Наджм ад-Дин Айюб (давший имя династии) и Асад ад-Дин Ширкух перешли на службу к правителю Мосула Занги (Зенги), участвовали в походах этого выдающегося полководца и государственного деятеля и достигли высокого положения при его сыне, атабеке Hyp ад-Дине (правил в 1146–1174 гг.), утвердившем свою власть во всей Сирии. В 1164 г. Hyp ад-Дин оказался вовлечён в междоусобную борьбу в Египте, осложнённую вторжением туда крестоносцев Иерусалимского королевства. По просьбе египетского везира Шавара Hyp ад-Дин отправил ему на помощь отряд во главе с Ширкухом и его племянником Салах ад-Дином Юсуфом ибн Айюбом (в европейской традиции – Саладин). После нескольких военных кампаний и сложных политических комбинаций Ширкух изгнал из Египта «франков», сверг интриговавшего против него Шавара и в январе 1168 г. получил от халифа из династии Фатимидов пост везира. Вскоре Ширкух неожиданно умер, и везиром стал Салах ад-Дин (март 1168 г.). Первоначально его положение в Египте было весьма неустойчивым. Однако он сумел, опираясь на пришедшие с ним из Сирии тюркские и курдские отряды, разгромить взбунтовавшуюся против него фатимидскую гвардию, лишив правящую династию последней опоры. В 1171 г. Салах ад-Дин низложил последнего фатимидского халифа аль-Азида (вскоре умершего), провозгласил себя султаном и приказал поминать в пятничной молитве имя аббасидского халифа аль-Мустади, что означало отказ от исповедуемого фатимидами шиизма и восстановление в Египте суннизма как господствующего толка ислама. По мере укрепления власти Салах ад-Дина нарастали противоречия между ним и его сюзереном Hyp ад-Дином. Собрав в Каире всех членов своего клана, султан Египта проводил независимую политику, которая неизбежно должна была закончиться столкновением с могущественным атабеком. На случай поражения Салах ад-Дин даже готовил себе убежище в Йемене (завоёванном в 1173 г. его братом Тураншахом и остававшемся под властью Айюбидов до 1228 г.). Однако в самый критический момент противостояния Hyp ад-Дин умер (1174 г.). Его держава начала распадаться, и Салах ад-Дин без большого труда подчинил себе владения Зангидов – Дамаск (1174 г.), Хаму, Хомс (1175 г.), Халеб (1183 г.) и др. При том что образованное Салах ад-Дином государство было достаточно централизованным, его сирийские территории представляли собой ряд автономных эмиратов, управлявшихся членами династии Айюбидов – сыновьями и братьями Салах ад-Дина и потомками Ширкуха. В конце 1170 гг. Салах ад-Дин несколько раз предпринимал походы против крестоносцев, которые закончились соглашениями о перемирии. Однако правитель Керака Рейнальд Шатильонский нападением на караван мусульманских паломников спровоцировал новую войну, которая закончилась сражением при Хиттине у Тивериадского озера (5 июля 1187 г.), в котором Салах ад-Дин полностью разгромил объединённую армию крестоносцев, после чего захватил Акру (Акко), Бейрут, Аскалон и ряд других городов (кроме Тира) и в сентябре 1187 г. занял Иерусалим.

 



 
PR-CY.ru