АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ - Страница 3

Столь быстрое завоевание арабами обширных территорий исследователи объясняют внутренней непрочностью византийской власти в Сирии и Египте, вызванной противостоянием православия и монофизитства. Подспудная неприязнь со стороны арамеев и в ещё большей степени коптов подрывала боевой дух византийских армий. Христианское население государства Сасанидов восприняло арабские завоевания так же пассивно, как сиро-египетские монофизиты; с точки зрения месопотамских христиан, происходила простая смена одной иноверной власти на другую. Продолжая экспансию на нескольких направлениях, арабы в 637-641 гг. завоевали Хузистан. Упорное сопротивление оказал мусульманам наместник этой провинции Хурмузан, больше года выдерживавший осаду арабского войска в городе Тустар. При взятии города арабами было перебито множество жителей, в том числе местное христианское духовенство. Иранский шах Йездигерд III, имевший после битвы при Кадисии несколько лет передышки, сумел собрать значительную армию в районе города Нехавенд в Западном Иране. В 642 г. она была разбита арабами в ожесточённом трёхдневном сражении. После этого мусульмане за три года покорили весь Западный Иран с городами Хамадан и Рей. За десять лет территория халифата увеличилась вдвое, а по населению – вчетверо; арабское государство вобрало в себя множество народов и культур, стоявших на более высоком, чем арабы, уровне развития. Территория халифата была разделена на наместничества во главе с эмирами, обладавшими всей полнотой военной и гражданской власти. Арабы охотно использовали отлаженные механизмы и управленческий персонал византийской и сасанидской административных систем; делопроизводство в халифате до начале VIII в. велось на местных языках. Завоёванные земли причислили к коллективной собственности мусульманской общины и обложили налогом (харадж). Иноверные подданные (см. Зиммии) должны были платить подушную подать (см. Джизья). Ставка налогообложения была ниже, чем в Византии и у Сасанидов. В раннем халифате сохранялась веротерпимость, христиане пользовались внутренней автономией, свободой отправления культа. Арабы одинаково относились ко всем христианским исповеданиям, поэтому гонимые в Византии монофизиты явно предпочитали мусульманское владычество византийскому. В ноябре 644 г. халиф Умар был убит рабом-персом. Группа ближайших сподвижников Мухаммада избрала новым халифом Усмана ибн Аффана (644–656 гг.). В его правление произошёл последний всплеск масштабных арабских завоеваний. В Африке мусульмане совершили поход на Карфаген (648 г.), вторглись в Нубию (651/652 г.). Сирийский наместник Муавия ибн Абу Суфьян доходил со своей армией до центральных областей Малой Азии. В портах Сирии и Египта арабы строили военные корабли, совершали набеги на острова Восточного Средиземноморья и около 655 г. уничтожили византийский флот в морском сражении у побережья Ликии.

 



 
PR-CY.ru