Словарь по исламу А АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБ

АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБ

АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБ (ок. 599–661 гг.; 36–41 гг. хиджры) – четвертый «праведный халиф» (после Абу Бакра, Умара (Омара) ибн ал-Хаттаба и Усмана (Османа) ибн ал-Аффана), двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, духовный глава шиитов. Известно, что между Али и Мухаммадом всегда существовала особая близость. После смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье своего дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие удачной женитьбы пошли на лад, он взял к себе на воспитание Али. У пророка не было своих сыновей, и он всегда питал к Али поистине отцовские чувства. Когда тому исполнилось девять лет, он принял мусульманство. В дальнейшем он был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. В бою ему поручали самые трудные участки, и Али, отличавшийся могучим сложением и замечательной храбростью, всегда оправдывал возлагавшиеся на него надежды. В 624 г. Мухаммад выдал за него свою младшую дочь Фатиму. Согласно легенде, молодые первое время жили очень бедно: в их доме была одна только кожаная подстилка; на одном ее конце они спали, а на другом Фатима месила лепешки. Близкое родство с Мухаммадом и личные заслуги Али давали основание думать, что после смерти пророка именно он должен встать во главе правоверных. Однако халифами стали Абу Бакр, Умар и Усман. С Усманом у Али отношения не сложились, и хотя открытыми врагами они не стали, их взаимная неприязнь была всем хорошо известна. Али ничего не сделал для Усмана, когда мятежники осаждали его дом. А когда халиф был убит, он согласился в июне 656 г. принять после него власть. Эта поспешность сильно повредила Али в глазах мусульман и в дальнейшем имела для него очень дурные последствия, поскольку враги сразу обвинили нового халифа в сговоре с убийцами его предшественника. Али так и не удалось до конца жизни отвести от себя эти обвинения, поскольку, не имея сил расправиться с убийцами Усмана, он всех их отпустил безнаказанными. Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть (хотя и не без труда) признали в Египте, Ираке и Йемене. Только правитель Сирии и Палестины Муавия ибн Абу Суфайн отказался присягать новому халифу (как человеку, запятнавшему себя связью с убийцами) и объявил себя мстителем за Усмана. Часть мусульман во главе со сподвижниками Мухаммада Талхой и аз-Зубайром и при поддержке вдовы пророка Аиши также не согласились с назначением Али халифом и подняли другое восстание, провозгласив халифом аз-Зубайра (ставшего известным в литературе как «антихалиф»). Поэтому с именем Али связан первый раскол в исламе, приведший к зарождению шиизма (от араб. ши ат Али, т.е. группа сторонников Али) – религиозно-политического движения, переросшего впоследствии в одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений ислама. Этот раскол, положивший начало многолетней гражданской войне в Халифате, нашел свое продолжение в выступлении наместника Сирии Муавии, принадлежавшего, как и Усман, к роду бану. В апреле 657 г. Али выступил в поход на Сирию, переправился через Евфрат и встретился с Муавией неподалеку от селения Сиффин. Здесь обе армии простояли друг против друга около месяца, и только 19 июня началась битва, которая продолжалась девять дней с перерывами на ночь и для молитв. Оба войска были измотаны до такой степени, что были на грани физического истощения, и Али, будучи предельно близок к окончательной победе над сирийцами, согласился на предложенный Муавией третейский суд, лишившись тем самым возможности закрепить победу. Его согласие на третейский суд обернулось против него: 12 тыс. воинов покинули его лагерь, разочаровавшись в Али как в вожде и объявив его согласие на третейский суд несовместимым с духом ислама. Подписанием договора Али не только поставил под сомнение свое право на Халифат, но и поставил вровень с собой Муавию, который до этого рассматривался как простой мятежник. Результатом стал раскол в лагере сторонников Али, приведший к выделению из их числа новой религиозно-политической группировки – хариджитов (от глагола хараджа – «выйти», «восстать»), которые стали бороться как против Муавии, так и против Али и от рук которых в 661 г. он погиб. Халифу пришлось подавлять возмущение своих бывших сторонников-хариджитов, которые укрепились в городке ан-Нахраван. Обладая большим численным перевесом (хариджитов насчитывалось не более 3 тыс.), Али одержал победу и предал мятежников поголовному истреблению. Однако после этого побоища даже наиболее рьяные защитники прав Али на Халифат стали его самыми заклятыми врагами, более непримиримыми и жестокими, чем сам Муавия. К тому же после победы пыл остальных сторонников Али угас, и многие из них разошлись по домам.



 
PR-CY.ru