Словарь по исламу А ал-БУХАРИ Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдаллах ал-Джуфи

ал-БУХАРИ Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдаллах ал-Джуфи

ал-БУХАРИ Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдаллах ал-Джуфи (810–870 гг.) – знаменитый суннитский (см. Сунниты) мухаддис (собиратель хадисов). С раннего детства отличался необыкновенной памятью и, начав с 10-летнего возраста изучать хадисы, резко выделялся своими способностями среди других учеников. После паломничества в Мекку в 16-летнем возрасте, ал-Бухари начал свои многолетние странствия по крупнейшим центрам мусульманского мира от Хорасана до Египта, собирая хадисы, которые он слушал, по его словам, более чем у тысячи шейхов и проверил около 600 тыс. рассказов, которые были тогда в ходу. Кроме того, еще 200 тыс. он сам записал у своих учителей и информаторов. Во время своих путешествий ал-Бухари неоднократно сталкивался с недоброжелателями и был вынужден переезжать из города в город. Одной из причин разногласий был тот факт, что он придерживался мнения о несотворенности Корана, однако не считал, что это положение следует относить к чтению коранического текста вслух. Лишившись очередной должности в своем родном городе, ал-Бухари остановился у родственников в селении Хартанка (неподалеку от Самарканда), где и умер менее чем через месяц. Результатом его 16-летней работы стал знаменитый свод «Ал-Джами ас-Сахих», который обычно называют кратко «ас-Сахих». Ал-Бухари задался целью выбрать лишь наиболее достоверные предания о жизни и поступках Мухаммада. Из всех записей после тщательной проверки он отобрал и собрал 7397 хадисов с полными цепочками передатчиков (иснадами). Если опустить повторы, то общее число хадисов в «ас-Сахихе» достигает 2762. Этот свод состоит из 97 книг, включающих в себя 3450 глав. Это – первый сборник, составленный по принципу мусаннаф (систематизированный), когда хадисы классифицируются по темам. Так как ряд хадисов содержит материал, касающийся различных вопросов, неудивительно, что они оказываются в нескольких главах сразу. В основном материал группируется по различным вопросам фикха, но рассматриваются также и такие темы, как сотворение мира, рай и ад, жизнь и деяния пророков, в особенности Мухаммада и т.д. Тем не менее, некоторые главы имеют названия, но в них не содержится хадисов. Можно считать это следствием того, что ал-Бухари заранее составил подробный план своей работы, но по ряду тем не сумел собрать достоверных хадисов, оставляя названия глав, в надежде позднее найти нужный материал. Одно из важнейших мест в сочинении занимает «Китаб ат-Тафсир» – 65-я глава, которая включает в себя 457 хадисов. Ал-Бухари собрал материал, посвященный каждой из сур Корана. Хадисам предпосланы краткие лексикографические замечания. Их выбор демонстрирует высокие требования, которые предъявлялись автором к достоверности рассказов. Комментируется далеко не каждый аят, и редко к одному аяту приводится более одного хадиса. Во времена ал-Бухари его «ас-Сахих» считался одним из многих, однако вскоре его стали рассматривать как один из самых достоверных сборников хадисов. К X в. для большинства суннитов он стал самым почитаемым в суннитской традиции, второй по значимости книгой после Корана, в то время как на западе мусульманского мира большой популярностью начал пользоваться другой «ас-Сахих» – Муслима. Кроме того, будучи еще молодым человеком, ал-Бухари написал «Ат-Тарих ал-Кабир» – авторитетный свод биографий передатчиков хадисов, который был создан им в нескольких редакциях.

 
PR-CY.ru