Словарь по исламу А ал-БИСТАМИ Абу Йазид (Байазид) Тайфур ибн Иса

ал-БИСТАМИ Абу Йазид (Байазид) Тайфур ибн Иса

ал-БИСТАМИ Абу Йазид (Байазид) Тайфур ибн Иса (ум. в 875 г.) – крупнейший персидский суфий экстатического толка, мистик, основатель школы «опьянения любовью к Богу», одного из двух (наряду со школой «трезвости») основных течений в мусульманской мистике. Родился на северо-западе Ирана в г. Бистам в знатной семье, почти не покидал родной город. Начинал как богослов и знаток хадисов, обратившись в суфизм, приобрел известность своими парадоксальными изречениями. Получил прозвище «Владыка познающих мистическое знание». После смерти он стал для суфиев культовой фигурой, как бы символом суфизма. Как и подавляющему большинству выдающихся мистиков, суфийская традиция приписывала ему возможность совершать чудеса (карамат). От него дошло около 500 речений. Они попали к ал-Джунайду, который перевел их на арабский язык (с персидского) и прокомментировал. Некоторые изречения ал-Бистами дошли в суфийских антологиях. Его популярность была такова, что некоторые суфии приписывали ему чужие высказывания, чтобы подкрепить свои учения. Ал-Бистами свел на нет аскетическую практику (зухд), потому что аскетизм, по его мнению, ничто по сравнению с мистическим познанием (марифа). Важно не предаваться самоотречению, но пытаться как можно больше приблизиться к Богу. Аскет подобен идущему, а познающий – летящему. Он постоянно думает о Боге, и его приближение к нему приводит мистика в восторг (галаба), в состояние опьянения (сукр) и наполняет любовью к нему (ишк). Весь мир – видимость, которая исчезает перед Абсолютом. В ходе этого процесса человеческое «Я» теряется. Мистик становится зеркалом и отражает единственную реальность, в силу этого он сам обретает божественные атрибуты. В итоге мистик растворяется в божественном «Я» (фана), и происходит единение с Богом (вахданийа), после чего человек начинает говорить от лица Бога. Ал-Бистами развивал теорию духовного мираджа – вознесения духа к Богу, ввел термины «лахуд» (божественное) и «насут» (человеческое), но не разработал их до конца. В своих речениях он постоянно прибегает к аллегориям (например, воспарившего к Богу мистика сравнивает с птицей, божественное единство – с древом, единение – с нарциссом). Богословы обвиняли его в отступничестве и безбожии, в пропаганде воплощения Бога в человеке (см. Хулул). Ал-Бистами оказал огромное влияние на всю традицию экстатического суфизма (см. также Суфизм).

 
PR-CY.ru