Словарь по исламу А ал-АФГАНИ ас-Саййид

ал-АФГАНИ ас-Саййид

ал-АФГАНИ ас-Саййид Мухаммад ибн Сафдар Джамал ад-Дин (ок. 1838/39–1897 гг.) – исламский религиозный и общественный деятель, публицист, философ и политик, один из основоположников движения за религиозную реформу (ислах) в исламе и политическую консолидацию мусульман для борьбы с западным колониализмом (пансисламизм). Выходец из семьи конарских саййидов, возводивший свою генеалогию к внуку пророка Мухаммада и сыну Али ибн Аби Талиба имаму Хусейну. По его собственным словам, ал-Афгани родился в местечке Асадабад недалеко от Кабула (Афганистан), по другой версии – в Асадабаде недалеко от Хамадана (Центральный Иран). Детство провел в Кабуле, где получил базовое мусульманское образование, затем обучался современным наукам в Индии. После возвращения поступил на службу к афганскому эмиру Дуст Мухаммаду, но в разгоревшейся после его смерти гражданской войне сделал ставку на проигравшую сторону и вынужден был покинуть страну. В 1870 г. ал-Афгани делает попытку обосноваться в Стамбуле, где его радушно принимает высшее общество, но, вступив в конфликт с официальными религиозными инстанциями, он переезжает в Каир. Там ал-Афгани собирает вокруг себя кружок молодых интеллектуалов, в который вошли будущие ключевые участники египетского национально-освободительного и культурно-просветительского движения, в том числе будущий муфтий Египта Абдо Мухаммад. В 1878 г. ал-Афгани вступает в периферийную масонскую ложу шотландского обряда, но через год выходит из нее и организует египетскую национальную ложу, связанную с «Великим Востоком Франции». Члены этой ложи впоследствии составят авангард египетского национального движения. После подавления восстания Ораби (Ураби)-паши в 1881–1882 гг. он уезжает в Париж, где выступает с рядом полемических работ о совместимости ислама и современной культуры (в частности, ответ на лекцию Э. Ренана «Ислам и современная наука»), а с 1884 г. совместно с Абдо организует тайное общество «Наикрепчайшая связь» и издает одноименную газету, пропагандирующую идеи политического объединения и культурного пробуждения мусульман. Несмотря на то, что газета выходила всего около 8 месяцев, а круг ее читателей был крайне узок, она оказала заметное влияние на формирование комплекса националистических и панисламистских идей в арабском и исламском мире. С середины 1880-х гг. ал-Афгани активно ездит по миру, выступая в качестве политического агента в сношениях различных мусульманских групп и политических движений с европейскими правительствами. В 1886–1889 гг. он находится в России, устанавливая политические контакты и пытаясь выступать посредником между российскими мусульманами и царским правительством. Взгляды ал-Афгани часто характеризуются как «панисламизм» или «мусульманский национализм». С его точки зрения, основным фактором социально-политической консолидации мусульман является «наикрепчайшая» вероисповедная связь (ал-урва ал-вуска), которая важнее всех прочих языковых, культурных и этнических связей. Согласно ал-Афгани, мусульманин должен отвергнуть всякую связь (асабийа), кроме исламской. Этническая или национальная связь – низшая форма связи по сравнению с единением верующих в мусульманской общине (умме). Поэтому успех будет сопутствовать тому сообществу, в котором религиозные узы прочнее этнических. Одной из наиболее характерных черт, присущих ал-Афгани, было стремление «европеизировать» исламский политический дискурс специфическим способом – через введение и адаптацию в этих дискуссиях европейских политических понятий. Деятельность ал-Афгани, а также его учеников и последователей, была вписана в общий процесс культурно-политического «пробуждения Азии», получивший в арабском мире название ан-Нахда (подъем, возрождение). В этом процессе принимали активное участие арабские христиане, которые оказались более восприимчивы к европейским влияниям, но заняли при этом патриотическую позицию, признав себя частью исламской культуры, которую надо сохранять и поддерживать как основу арабской общности. Они же внесли значительный вклад в разработку терминологического аппарата модернизированного арабского (и исламского) политического дискурса. Их усилиями была подготовлена интеллектуальная почва для внедрения европейских идей и концепций на арабскую почву, однако именно ал-Афгани и его сторонникам и последователям принадлежит заслуга в разработке идеи общеисламского политического единства, сформулированной в терминах националистической риторики.

 
PR-CY.ru