АЗРАКИТЫ

АЗРАКИТЫ, азарика – одно из основных направлений хариджитов, основанное в VII в. Нафи ибн ал-Азраком и отличавшееся наибольшей степенью радикализма. В 80-е гг. VII в. он возглавил мощное восстание в Ираке, продолжавшееся более 15 лет и направленное одновременно и против Омейядов, и против шиитов. 20-тысячное войско овладело восточными провинциями Халифата и не раз наносило поражение халифским войскам. Азракиты освобождали рабов и выступали защитниками угнетенных, благодаря чему нашли поддержку среди сельского населения, особенно персов. Однако их фанатичная нетерпимость, жестокое обращение со всеми, не разделившими их воззрения, в том числе и мусульманами-хариджитами, не принимавшими участия в их восстаниях и не переселившимися в основанный азракитами лагерь, сужали социальную базу движения. К тому же в их лагере вспыхнула вражда между арабами и персами, их войско распалось на отряды. Последний отряд азракитов-арабов был почти полностью истреблен в Табаристане в 699 г. Однако их восстания продолжались и в последующие столетия. Как и все хариджиты, азракиты признавали имамат «достойнейшего» претендента и отвергали имамат «превзойденного». «Достойнейшим» для них имамом (мафдулом) был тот, кто призывает к вооруженной борьбе с неверными. Те же, кто не соответствовал этому идеалу (например, Усман, Али ибн Аби Талиб, Аиша и их соратники), также объявлялись неверными. На этом основании они признавали незаконным правление Али и Муавии и объявляли этих халифов и их приверженцев «неверующими». Согласно их учению, впадает в неверие и человек, совершивший тяжкие грехи. Всех мусульман, не примкнувших к ним, они причислили к неверным, а для вступающих в их ряды ввели суровое испытание (михна) – убийство раба. Учение азракитов разрешало пролитие крови женщин и детей «неверующих» и «многобожников» (т.е. язычников), которых оно помещало в ад наряду с родителями. Азракиты отрицали принцип «благоразумного скрывания веры» на словах и на деле, в минуты смертельной опасности. Они упразднили обычай побивать камнями прелюбодеев и наказание за клевету, поскольку упоминания этого не содержится в Коране. Но азракиты запрещали убийство иноверцев, подпадающих под категорию зиммиев (зороастрийцев), поскольку те не изменили учению своих пророков, и допускали, что Бог может послать пророка, который становится неверным до или после посланничества. Однако мнение, согласно которому ему дозволено совершать грехи, объявлялось неверием. Непримиримость их взглядов привела, в конце концов, к военному поражению и неприятию их религиозной доктрины.

 
PR-CY.ru