АДАТ

АДАТ (араб.) – обычаи, комплекс поведенческих норм, институтов и практик мусульман, не отраженных в шариате, но принятые той или иной группой людей или действующие в определенной местности и соблюдаемые главным образом в силу привычки. Понятие «адат» сложилось в доисламской Аравии и в ходе исламизации с VIII по XIX вв. широко распространилось по Евразии и Африке. Употребляется в двух основных значениях. Во-первых, это – обычное право, а во-вторых, неправовой обычай. Основным источником права в адате был прецедент в форме решений сельских и племенных сходов, медиаторских судов и третейских судей, передававшихся устно или записывающихся. Адат доисламской Аравии оказал сильное влияние на формирование мусульманского права (фикх), но в большинстве регионов мусульманского мира нормы адата выступали как альтернатива шариату. В собственном смысле адат сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в регулировании общественных отношений. Синоним – слово «урф», который часть религиозно-правовых школ (мазхабов) рассматривают в качестве одного из дополнительных источников фикха по вопросам, не урегулированным Кораном, Сунной или иджмой и не имеющим тесной связи с религией. В частности, они разрешают широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи допускаются фикхом и в регулировании брачно-семейных отношений, например, при установлении брачного выкупа – махра. Однако большинство мазхабов не придают урфу (адату) самостоятельного значения, но соглашаются с тем, что многие обычаи были включены в основные источники фикха (Коран и Сунну) или подтверждены единогласным мнением (иджма) ведущих факихов, а также предопределяют многие правовые решения, сформулированные рациональным путем с помощью иджтихада. Теоретически исламские принципы и нормы признаются обязательными к исполнению и стоящими выше любых иных правил поведения, однако на практике они применяются только тогда, когда становятся неотъемлемой частью системы местных обычаев. В результате такая система социальных правил поведения превратилась в симбиоз местных обычаев и отдельных норм фикха. Именно она именуется «адатом», или «адатным правом». Отдельные его положения приобретают юридический характер и признаются судами. Кроме того, нормы адата иногда составляют основу брачно-семейного законодательства (например, в Индонезии). До XVII–XIX вв. адат господствовал в области уголовного и отчасти семейного и поземельного права, в то время как шариату были подсудны гражданские, торговые и международные споры. Третейские судьи использовали принципы адата без ограничений, судьи по шариату (кади) и правительственные чиновники – лишь те из них, что не противоречили шариату. К общим чертам адата относятся понятие о коллективном характере правонарушения, талион (принцип «око за око»), возмещение физического или морального ущерба штрафами в пользу истца и общины, обвинительный и, как правило, гласный характер судебного разбирательства, локальный характер адата, теряющего юридическую силу за пределами «своего» общества. Субъектом права в нем выступала общественная группа – семья, клан, сельская община или племя. Был широко распространен обычай очищения подозреваемого совместной присягой его родственников. Постепенная исламизация адата осуществлялась в форме рецепции общих принципов мусульманского права в местный адат. В разных регионах мусульманского мира обычное право испытывало влияние разных религиозно-правовых школ (мазхабов) суннитского и шиитского ислама (см. Сунниты, Шииты). В свою очередь, адат немало повлиял на местную интерпретацию шариата. Обычаи, расходившиеся с предписаниями шариата, были предметом жесткой критики мусульманских правоведов. Однако, поскольку процесс исламизации растянулся во многих регионах Евразии и Африки на сотни лет, изживание бытового адата шло крайне медленно. Его государственная кодификация началась в Османской империи. Он широко применялся в районах традиционного распространения ислама в царской России, где представлял собой разветвленную систему социальных норм, основу которой составляли местные обычаи преимущественно неисламского происхождения. Например, в Средней Азии адат играл ведущую роль в регулировании семейно-брачных отношений, наследственных и некоторых гражданско-правовых отношений среди мусульман. Отдельные его нормы совпадали с положениями фикха, но многие обычаи противоречили исламским принципам. Причем, у одних народов (прежде всего, у казахов и киргизов) более последовательно применялся адат, а у других (у узбеков) шире использовались предписания фикха. Нередко сам адат тесно взаимодействовал с исламскими нормами, переплетался с ними. Колониальные державы XIX в. пытались опереться на него в борьбе с мусульманским повстанчеством. Появились первые этнографические описания адата, были созданы системы адатных судов. Подобные реформы лежали в основе военно-народного управления на российском дореволюционном Кавказе и в Средней Азии в 1860–1917 гг., колониальных режимов французской Северной Африки и британской Индии. На советском мусульманском Востоке в ходе деколонизации 1920–1930-х гг. адат, рассматривавшийся как наследие «старого режима», был поставлен вне закона. В современной России порой предпринимаются попытки абсолютизировать законы шариата без учета норм адатного права, что приводит к конфликтам. Неправовые обычаи адата касаются в основном правил поведения в семье, обрядов, одежды и блюд народной кухни. См. также Урф.

 
PR-CY.ru