Словарь по исламу А АБУ БАКР (Абу Бекр) ас-Сиддик

АБУ БАКР (Абу Бекр) ас-Сиддик

АБУ БАКР (Абу Бекр) ас-Сиддик (ок. 572–634 гг.) – первый из четырех праведных халифов, один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, первый (или один из первых) мужчина, принявший ислам. Он считается преемником пророка в качестве духовного и светского главы мусульманской общины (уммы).

Будучи близким другом пророка и занимаясь торговлей, он постоянно оказывал финансовую помощь общине первых мусульман в мекканский период, сопровождал Мухаммада во время хиджры и скрывался с ним в пещере от преследовавших их мекканских язычников. За искреннюю дружбу и преданность пророку, а также благодаря своей честности и высоким моральным качествам он получил почетное прозвище ас-Сиддик («праведный», «правдивейший»).

Показательно, что во всех своих поступках Абу Бакр всегда подчеркивал, что он лишь исполнитель предначертаний Мухаммада. Согласно  исламской традиции, Абу Бакр был мудрым человеком, после избрания халифом держался очень скромно и отличался воздержанностью, верша суд, склонялся к проявлению милосердия. Поначалу (уже став халифом) он продолжал жить в маленьком домике в предместье Медины, пасти своих овец и торговать на базаре, но потом должен был оставить эти занятия из-за недостатка времени. Так как личные расходы правителя не были определены никакими распоряжениями пророка, он старался ограничить их до минимума. После смерти халифа оказалось, что все его личное имущество заключается в одном рабе, в одном верблюде и поношенной одежде. Не случайно именно ему Мухаммад поручил возглавить в 631 г. первое паломничество мусульман из Медины в Мекку, а в последние месяцы своей жизни – руководить вместо себя молитвой в мединской общине, т.е. возложил на него функции имама. В Медине пророк женился на его дочери Аише, которая стала одной из наиболее любимых жен Мухаммада и авторитетной фигурой мусульманской традиции.

Сразу после смерти пророка большинство жителей Медины избрали его своим политическим вождем – амиром. Благодаря этому он оказался фактически (и неожиданно для себя) во главе общины и одновременно – в центре конфликта между мухаджирами, т.е. сподвижниками пророка, переселившимися с ним из Мекки, и ансарами – мединскими последователями Мухаммада. Большинство мухаджиров во главе с Умаром I (Омаром) ибн ал-Хаттабом призывали мусульман присягнуть Абу Бакру как преемнику пророка, в то время как ансары потребовали избрать главу общины из их среды. Абу Бакр отказывался возглавить общину, предлагая кандидатуры Умара и Абу Убайды. Тогда ансары из племени аус, опасаясь возвышения их соперников из племени хадзрадж, присягнули Абу Бакру, обеспечив тем самым перевес голосов в его пользу.

 При этом остается не до конца выясненной позиция Али ибн Аби Талиба и ближайших родственников Мухаммада – хашимитов. Согласно шиитским источникам (см. Шииты), они не присягали Абу Бакру в течение шести месяцев, но потом вынуждены были это сделать во избежание смуты. Исследователи в основном склонны считать эту версию более поздней и тенденциозной трактовкой, так как добровольность присяги Али лишала бы смысла претензии его потомков на Халифат. Первый из двух лет (и трех месяцев) правления Абу Бакра в качестве халифа пришелся на проходившие по всей Аравии войны с племенами, отказавшимися от политической лояльности Медине после смерти пророка. Многие племена отказались платить садаку (благотворительный налог с имущества), некоторые из них даже поспешили вернуться в язычество.

 Однако все старые союзники Мухаммада, обитавшие между Красным морем и хребтом Хиджаза, сохранили верность исламу и присягнули на верность халифу. Абу Бакр разослал войска на покорение отдаленных частей Аравии – Омана, Махра, Хадрамаута и Бахрейна. В ходе этих войн Абу Бакр вновь объединил Аравию, проявив при этом заметную бескомпромиссность, и заложил основы для превращения мединской общины в государство. Успех внушил ему уверенность, что настало время распространить ислам среди арабов Сирийской пустыни, которые находились в подданстве Ирана и Византии. Весной 633 г. к низовьям Евфрата было отправлено войско под командованием лучшего тогдашнего полководца Халида ибн ал-Валида. Удача сопутствовала ему с самого начала, и после нескольких сражений все Приевфратье признало власть Халифата. Под влиянием этих побед возникло желание послать войска в византийские владения, но среди ближайших сторонников Абу Бакра только Умар и Али поддержали эту идею. Народ также не спешил одобрить рискованное начинание. В конце концов мнение сторонников войны возобладало, Абу Бакр собрал около 20 тыс. воинов и отдал их под командование Халида. Перейдя Сирийскую пустыню (что было полной неожиданностью для византийцев, поскольку для конницы это было действительно крайне рискованным мероприятием), ал-Валид, прежде всего, покорил большой заиорданский город Бусру, затем стремительно двинулся на Дамаск и приступил к его осаде. В конце 634 г. у Аджнадайна в Верхней Палестине произошло сражение с большой византийской армией, закончившееся победой арабов.

Однако радостная весть об успехе застала Абу Бакра уже смертельно больным. Почувствовав приближение конца, он стал советоваться со своими ближайшими соратниками и, в конце концов, решил объявить халифом Умара ибн ал-Хаттаба. Именно по приказу Абу Бакра был составлен первый сборник откровений Мухаммада, который через несколько лет, уже при халифе Усмане (Османе), лег в основу канонического текста Корана. Абу Бакра похоронили рядом с пророком.

 
PR-CY.ru