АББАСИДЫ

АББАСИДЫ (749–1258 гг.; 132–656 гг. по хиджре) – династия арабских халифов, происходивших от Аббаса ибн Абд аль-Муталлиба ибн Хашима – дяди пророка Мухаммада. После воцарения в Халифате династии Омейядов потомки Аббаса поначалу были лояльны к ним. Однако затем, используя шиитское движение (см. Шииты), направленное против них, и восстание Абу Муслима в восточных областях Халифата, им удалось установить контроль над столицей, которой в тот момент являлся Дамаск, хотя некоторые области выпали из-под контроля династии. Позже столица была перенесена в Анбар, а затем в Багдад.

Первым Аббасидским халифом стал Абдулла ибн Мухаммад ас-Саффах. После прихода к власти Аббасидов начался их конфликт со сторонниками Алидов, которые также являлись родственниками пророка. При Аббасидах усилилось иранское культурное влияние в жизни Халифата, которое несколько потеснило арабское. Но уже в конце VIII в. разнородное по уровню экономического развития и пестрое в этническом отношении аббасидское государство оказалось очень непрочным образованием. Халифат, разъедаемый в провинциях сепаратистскими настроениями, после короткого периода относительной стабилизации начинает распадаться. Центральная власть утрачивает былой авторитет, и в провинциях образуются фактически независимые государства. Расшатыванию государственных основ в немалой степени способствовала шуубистская идеология (см. Шуубия), подрывавшая непререкаемый в прошлом авторитет завоевателей своими идеями и приносившая в ислам элементы своих доисламских верований. В противовес ей в среде сторонников мощной, централизованной империи усиливается интерес к древнеарабским традициям, и доисламская поэзия (см. Арабская поэзия) начинает восприниматься как источник художественных и этических идеалов, противопоставляемых кризисному и порой «циничному» сознанию поэтов предшествующего периода. В героическом прошлом и в древней культуре арабов-бедуинов правящая элита ищет поддержку ослабевшему моральному и политическому авторитету бывших завоевателей. Прославляя халифов и эмиров в самых высокопарных выражениях, поэты IX в. приписывают им все традиционные добродетели бедуинов, воспевают героическое прошлое их предков, восхищаются старинными племенными законами и бедуинскими подвигами.

Однако к X в. Аббасиды утратили политическую власть над значительными территориями своих владений. Когда в 1055 г. турки-сельджуки, выходцы из Средней Азии, распространили свое влияние на весь Ближний Восток, представители рода Аббасидов продолжали считаться халифами, выполняя, по сути, лишь религиозные и церемониальные функции, в то время как реальная власть принадлежала сменявшим друг друга иноземным династиям.

Тем не менее время правления династии Аббасидов – это наиболее плодотворный в истории средневековой арабской культуры период, который воспринимался как эпоха «былого могущества» и «мусульманского единства». Именно тогда понятие «арабы» постепенно меняет свое содержание, а потомки арабских завоевателей теряют свое привилегированное положение в государстве и постепенно растворяются среди коренного населения империи. Жители значительной части покоренных кочевниками провинций воспринимают язык и религию завоевателей и начинают принимать активное участие в развитии исламской культуры. Народы Халифата, не подвергшиеся полной арабизации, пользуются арабским языком в своем научном и литературном творчестве, как пользовались латынью ученые Средневековой Европы. Арабизировавшиеся или сохранившие свою этническую и языковую самобытность народы Передней Азии и Средиземноморья (персы, греки, сирийцы, евреи, народы Средней Азии и Кавказа), унаследовавшие в значительной мере культурные традиции народов Древнего Востока и античного мира (ассирийцев, вавилонян, финикийцев, а также древних индийцев, египтян, евреев, греков и римлян), своими традициями и опытом вносят существенный и самобытный вклад в развитие культуры Халифата. Именно в этот период наука и литература арабов приобретают мировое значение и оказывают влияние на развитие мировой культуры.

В религиозном отношении население Халифата этого времени отличалось крайней пестротой. В государстве жили мусульмане, христиане различных сект и толков, иудеи, зороастрийцы, манихеи, буддисты и т.д. Аббасидские правители вынуждены были, (по крайней мере, в начальный период правления династии) проявлять известную религиозную терпимость. Греческая философская мысль, с которой арабы познакомились благодаря трудам многочисленных, всячески поощряемых халифами переводчиков, предоставила в распоряжение направлений, враждебных ортодоксальному исламу, мощное оружие в виде логики. Особенно широкое распространение в среде образованных мусульманских богословов получило сложившееся под влиянием греческой философии рационалистическое учение мутазилитов, возникшее в VIII в. в среде ученых-богословов Басры.

 В 1258 г. Багдадский халифат был разгромлен монгольским завоевателем Гулагу-ханом. В 1261 г. египетский султан Бейбарс для придания религиозного авторитета своей власти пригласил в Каир одного из уцелевших Аббасидов, провозгласив его халифом, однако в Египте Аббасиды не имели реальной власти. В начале XVI в. османский султан Селим I перевез в Стамбул последнего аббасидского халифа Муттаваккила, который, согласно поздней легенде, якобы передал османским султанам свои права на Халифат.

 
PR-CY.ru