аш-ШАФИЙА

аш-ШАФИЙА (шафииты) – последователи шифиитского мазхаба, основанного на рубеже VIII–IX вв. знаменитым факихом Мухаммадом ибн Идрисом аш-Шафии (767–820 гг.). Когда он был еще младенцем, его мать овдовела и перевезла ребенка в Мекку к знатным родственникам отца. Здесь Мухаммад постоянно находился среди выдающихся ученых-богословов, знатоков языка хадисов и фикха. В возрасте 20 лет он переехал в Медину, чтобы учиться у Малика ибн Анаса (см. Маликиты), но после смерти учителя в 795 г. вернулся в Мекку и был назначен наместником в Наджран. Однако потом его низложили и выслали за близость к шиитскому имаму (см. Шииты) Йахйе. В возрасте 35 лет аш-Шафийа выступил как независимый муджтахид (ученый-богослов, имеющий право высказывать самостоятельное решение по важным вопросам фикха) сначала в Багдаде, а потом в Мекке. В своем учении он стремился объединить некоторые принципы двух своих великих предшественников – создателей ханафитского и маликитского мазхабов (Малика ибн Анаса и Мухаммада аш-Шайбани, ученика Абу Ханифы), упростив их и сняв взаимные противоречия. Новый мазхаб быстро приобрел большое число последователей. Аш-Шафийа неоднократно подозревался в близости к шиизму, хотя явных доказательств этого не обнаружено. Тем не менее, в 814 г. из-за столкновений с халифом ал-Мамуном, порицавшим его за склонность к шиизму, аш-Шафийа уехал в Египет, где сразу занял высокое положение в ученых кругах. Он умер и похоронен в Каире. Аш-Шафийа – первый систематизатор теории фикха, его взгляды оказали большое влияние на дальнейшую разработку вопросов мусульманского права. Основные принципы учения изложены в его главном сочинении «Китаб ал-умм». Шафииты рассматривают Коран и Сунну в качестве единого источника права. При этом Сунна только дополняет Коран, но не дает параллельный материал для толкования: хадисы, исходящие от передатчиков-мединцев, принимаются безоговорочно; консенсус улемов (иджма) рассматривается как дополнение к Корану и Сунне. Среди факихов-шафиитов особо выделяются ал-Маварди, а также аль-Газали Абу Хамид, который известен как один из наиболее авторитетных теоретиков фикха, принадлежавших к мазхабу шафиитов. По сравнению с ханафитами, мазхаб шафиитов позволял облегчить процедуру сложного логического анализа прецедентов, а по сравнению с маликитами не требовал подробного знания правового комплекса мединской общины, невозможного для большинства средних факихов. Благодаря своей упрощенности учение шафиитов получило широкое распространение, прежде всего, в арабском мире (в Сирии, Ираке и Египте), потеснив маликитов и ханафитов. В настоящее время мазхаб шафиитов оказывает существенное влияние на гражданское (в первую очередь, в области семейно-брачных отношений) и отчасти уголовное законодательство большинства арабских стран. Шафииты составляют значительное (но не преобладающее) число мусульман в Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии. Много последователей есть и в других исламских странах.

 
PR-CY.ru