аш-ШАРАНИ Абу ал-Ваххаб ибн Ахмад

аш-ШАРАНИ Абу ал-Ваххаб ибн Ахмад (1493–1565 гг.) – мусульманский богослов и суфий (см. Суфизм). После смерти родителей он переселился из родного селения Сакийат в Каир. Первым учителем был его приемный отец шейх ал-Гамри. После обучения у ряда наставников аш-Шарани стал проповедовать. Его проповеди имели большой успех в Каире. Он выступил непримиримым критиком правительственных чиновников и примыкающих к ним богословов и суфиев. Благодаря тому, что он имел личные контакты с визиром Али-пашой, многочисленные доносы недругов были для него безопасны. Он – автор более 60 трактатов по хадисам, фикху и суфизму. Наиболее значимым является «Яхонты и жемчуга». На мировоззрение аш-Шарани повлияли идеи ал-Кушайри и аль-Газали. Придерживаясь «умеренного» суфизма, он больше интересовался вопросами суфийской практики (поведение шейхов и мюридов). Аш-Шарани критиковал нищенствующих мистиков, ссылающихся на идею безраздельного упования на Бога (тавакулл). Теорией он, видимо, не интересовался. Несмотря на симпатию к Ибн аль-Араби, аш-Шарани не принимал в целом его доктрину единства бытия (вахдат ал-вуджуд). Понимая ее довольно поверхностно, он провел ревизию одного из ключевых сочинений Ибн аль-Араби («ал-Футухат ал-макийа»), переписал его и опустил все места, не согласующиеся с шариатом, считая их позднейшими интерполяциями. Главной целью аш-Шарани являлось не единение с Богом, а получение божественной благодати (барака) от святого (вали). Его очень интересовали сведения о святых, их иерархии, чудеса (карамат). Известно, что он часто посещал их гробницы. Аш-Шарани избрал путь ал-Джунайда, поскольку тот удовлетворял нормам шариата. Видимо, влияние на его взгляды оказали этика и литература братства шазилийа. В целом же принципы аш-Шарани созвучны идеям бадавийи. Из всех братств он критиковал халватийу за принцип уединения (халва). Тогдашний глава братства не считал его суфием, а аш-Шарани называл того плохим мусульманином. Основной его заслугой в области фикха является разработка теории весов, согласно которой все четыре суннитских мазхаба (см. Сунниты) одинаково правы. Разница только в ужесточении (ташдид) или облегчении (тахфиф) норм шариата. Для человека предпочтительнее следовать по первому пути. Однако если это выше его сил, можно допустить послабление (рухса) в рамках учений одного из мазхабов. Эта передышка (танфис) вполне законна. Аш-Шарани придерживался ашаритского калама и разделял идею Ибн аль-Араби о возможности познания Бога только на уровне имен и атрибутов, доступном человеческому знанию. В 1774 г. над гробницей аш-Шарани была построена мечеть его имени.

 
PR-CY.ru