Словарь по исламу А АШУРА

АШУРА

АШУРА (от араб. ашара – десять) – десятый день месяца мухаррам, главная дата шиитского религиозного календаря (см. Шиизм, Шииты), день поминовения шиитского имама аль-Хусейна, сына Али ибн Аби Талиба, убитого 10 мухаррама 61 г. хиджры (10 октября 680 г.). Мусульмане стараются сообща участвовать в молитвенных собраниях, особо благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме аль-Хусейне и его семье, о роде Алидов и пророке Мухаммаде. В течение первых десяти дней ради поминовения его мученической смерти на площадях и улицах устраиваются помосты, на которых разыгрываются представления, воспроизводящие события тех времен: устраиваются траурные мистерии, инсценирующие историю гибели аль-Хусейна, с элементами самоистязания, а также устраиваются торжественные чтения сказаний о нем, вывешиваются траурные флаги и лозунги (см. Тазия). Участники чаще всего повторяют фразу «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» («Царь Хусейн, увы, Хусейн!»). Это восклицание было причиной того, что ашура получила еще одно название – «шахсей-вахсей». Центром траурных торжеств является г. Кербела, где, по преданию, захоронено тело аль-Хусейна. Во время ашуры туда стекаются паломники-шииты со всех концов мусульманского мира. Сунниты отмечают ашуру просто как один из траурных дней. Термин и обычай восходят к древнееврейским, которые используются для обозначения поста 10 тишрея (в первый месяц еврейского года). Традиция празднования дня ашуры сохраняется с древности. Именно на него, как гласят мусульманские предания, пришлось множество счастливых событий, связанных с пророками. Например, в день ашуры праотец всего человечества Адам получил прощение от Всевышнего за грех, который он совершил, сорвав запретный плод. В этот день родился, а позднее был спасен Всевышним от огня пророк Ибрахим (Авраам), пророк Иса (Иисус) вознесся на небо, пророк Муса (Моисей) счастливо избавился от преследований фараона, а спасшийся во время вселенского потопа ковчег пророка Нухи (Ноя) причалил к горе Джеди. Этот обычай был заимствован Мухаммадом после переселения в Медину (Йасриб), когда, согласно хадису, пророк повелел соблюдать пост подобно иудеям, «ибо мусульмане ближе к Моисею, чем они». Также был сохранен такой порядок поста, когда воздержание от пищи соблюдается в течение суток (от заката до заката), а не в течение только светового дня, как это полагается в дни других постов. Считается, что такой пост очищает мусульманина от малых, не требующих искупления покаянием грехов прошлого года. Очень высоко ценятся все богоугодные дела, совершенные в этот день. Если мусульманин посетил больного, то это приравнивается к тому, что он посетил все человечество, а человек, давший в этот день напиться жаждущему, получит такое же вознаграждение, как праведник. Впоследствии, когда был введен обязательный пост в рамадан (см. Ураза), пост ашура стал добровольным. На первые десять дней мухаррама приходится и празднование начала мусульманского Нового года.

 
PR-CY.ru