АШАРИТЫ

АШАРИТЫ – последователи одной из наиболее известных школ мусульманского спекулятивного богословия (см. Калам), названной по имени ее основателя – ал-Ашари. В отличие от мутазилитов, ашариты признавали реальность и вечность божественных атрибутов (сифат) и несотворенность Корана как Слова Божьего, т.е. атрибута божественной речи. Они продолжали линию мутазилитов, но в более осторожной форме, придерживаясь точки зрения умеренных джабритов (сторонников концепции касба), признавали возможность лицезрения праведниками Бога в потустороннем мире, отрицая, однако, возможность объяснения того, как это должно осуществляться на деле. Основоположник школы ашаритов внес вклад в разработку разделявшейся большинством представителей калама теории «приобретения» (касб) человеком поступков, согласно которой подлинным создателем всех человеческих действий является Бог, а люди лишь приобретают их на основе собственного выбора. Эта концепция представляла собой компромиссный вариант между двумя крайними точками зрения, высказывавшимися по вопросу о соотношении божественного предопределения и свободы воли и ответственности человека за свои действия. Сторонники одной из них (мутазилиты) считали, что человек является творцом своих действий и поэтому полностью свободен в своем выборе, за который он несет ответственность. Их оппоненты (кадариты и джабриты), наоборот, утверждали полное отсутствие у человека свободы воли. Однако, в трактовке ашаритов, доля собственно человеческой воли в процессе «приобретения» поступка осталась неясной, что породило крылатое выражение: «Это более непонятно, чем Ашариев касб». Защищая калам от нападок традиционалистов-догматиков, ашариты подчеркивали свои расхождения с мутазилитами и приписывали аль-Ашари ханбалистские по духу взгляды. Большинство из них отрицали существование естественной причинности, а закономерный характер происходящих в мире процессов объясняли обычаем, который введен Богом и не нарушается им, поскольку царящий во Вселенной порядок предопределен извечным и неизменным знанием Всевышнего. Ашариты выдвинули «принцип допустимости», согласно которому все, что можно представить себе в воображении, допустимо также и для мысли. Исходя из этого принципа, одни из ашаритов (например, ар-Рази) допускали существование наряду с нашим миром «тысячи других миров». Ашариты позиционировали свою школу как метод защиты суннитской традиции от разрушительного влияния рационалистической философии (фалсафа) так называемых «восточных перипатетиков» (последователей Аристотеля), с использованием их же методов. Однако дальнейшее развитие идей спекулятивного богословия (калама) в духе ашаритов привело, с одной стороны, к исчезновению различий между спекулятивным богословием и философией, а с другой стороны – к почти полному размежеванию с представителями суннитской богословско-правовой традиции (фикх), прежде всего с ханбалитами. Результатом этого стало исчезновение калама как самостоятельной богословской дисциплины, и он смог сохраниться лишь как теоретический аспект некоторых школ фикха, прежде всего, у шафиитов и, несколько меньше, у ханафитов. Как и среди мутазилитов, среди ашаритов не было единства взглядов в отношении предела делимости тел (атома): аль-Бакиллани признавал существование такого предела, тогда как аль-Джувайни и ар-Рази оставляли вопрос открытым. Начиная с творчества аш-Шахрастани и ар-Рази происходит сближение калама с перипатетической философией, завершившееся впоследствии их соединением.

 
PR-CY.ru