Словарь по исламу А АХМАДИЙА

АХМАДИЙА

АХМАДИЙА – религиозная община, основанная в Британской Индии в конце XIX в. и получившая распространение в XX в. в Индии и Пакистане, а впоследствии и в ряде стран Азии, Африки, Европы и Северной Америки. Основатель общины – Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835–1908 гг.), выходец из Пенджаба. Доктрина ахмадийи, носящая синкретический (смешанный) характер, представляет собой попытку создания квазирелигии, местами выходящей за рамки традиционных авраамических (т.е. восходящих к Аврааму) религий на основе синтеза ряда аспектов индо-пакистанской версии суннитского ислама (см. Суннизм), элементов суфизма, эсхатологических представлений (учения о конце света) ислама, христианства и индуизма. Согласно представлениям последователей учения, основатель общины является носителем последнего Божественного Откровения после Моисея, Иисуса Христа и Мухаммада и воплощением миссии иудеев и христиан, мусульманского Махди и индуистского Кришны. Для ахмадийи характерно рационалистическое толкование Корана. По их представлениям, Иисус Христос, распятый на кресте, не умер, а был перенесен в Индию и похоронен в Сринагаре, который, наряду с Кадианом, является центром паломничества, заменяющего хаджж. Отвергается также концепция джихада. Согласно учению ахмадийи, после смерти люди получают новые тела, в которых их души пребывают вплоть до Судного дня, попадая затем в ад или рай. При этом адские муки не являются вечными, т.к. раскаявшиеся грешники могут переселиться в рай. Потусторонняя жизнь рассматривается как продолжение духовного совершенствования в земной жизни. После смерти первого преемника Гулама Ахмада (Хакима Нуруддина) в 1914 г. в движении ахмадийи наметился раскол. Выделяются две группы: кадианиты и «лахорская группа». В догматическом отношении кадианиты продолжали считать Гулама Ахмада последним пророком, в то время как «лахорская группа» считает его реформатором и обновителем ислама. Многие представители «лахорской группы» занимали ряд правительственных постов в Пакистане в 1957–1958 гг. В практической деятельности ахмадийа уделяет большое внимание благотворительной, просветительской и пропагандисткой деятельности. На средства общины открываются учебные заведения, учреждаются стипендии, издается большое количество литературы. Одним из основных аспектов их пропаганды является создание образа «безджихадного ислама», встроенного в систему приоритетов глобальной информационной политики. На данный момент в большинстве исламских стран ахмадийа не считается мусульманской общиной. В Пакистане ее членам запрещено называть себя мусульманами и использовать мусульманскую терминологию. Ряд авторитетных исламских организаций (например, Лига исламского мира) объявили ахмадийю враждебным исламу течением. В настоящее время благодаря активной миссионерской деятельности общины ахмадийи распространены во многих странах мира, включая и немульманские, прежде всего, в Европе и Северной Америке, а также в Африке, Австралии и Океании.

 
PR-CY.ru