Словарь по исламу А ат-ТУСТАРИ Абу Мухаммад Сахл Абдаллах

ат-ТУСТАРИ Абу Мухаммад Сахл Абдаллах

ат-ТУСТАРИ Абу Мухаммад Сахл Абдаллах (ок. 818–896 гг.) – ранний суфийский (см. Суфизм) мыслитель и экзегет (толкователь Священного Писания). Происходил из семьи арабов и персидских мавали. Его наставниками были дядя со стороны матери Мухаммад ибн Саввар и философ Хамза ад-Абадани. В 834 г. он совершил паломничество в Мекку, где встретил знаменитого египетского суфия Зу-н-Нуна, проповедовавшего любовь к Богу и мистическое познание (марифа), и стал его учеником и духовным наследником. После возвращения домой  ат-Тустари предался суровой аскетической практике. Первую проповедь он произнес после смерти Зу-н-Нуна в 860 г., в результате чего приобрел много учеников, среди которых был ал-Халладж. Из-за политических и религиозных обвинений был вынужден эмигрировать в Басру, где и умер. Тексты, приписываемые ат-Тустари (их около десяти), являются конспектами, составленными его учениками. В рамках экзегетики в монументальном Тафсире на каждый стих Корана он разработал учение о четырех толкованиях: буквальном (внешнем – захир), аллегорическом (внутреннем – батин), моральном (хадд) и аналогическом (матла). Фактически они сводятся к двум уровням понимания: буквальный и моральный, с одной стороны, и аллегорический и аналогический – с другой. Центральной идеей мистицизма ат-Тустари является концепт постоянного понимания Бога (зикр), ежедневная практика которого должна стать пищей для мистика. Мистическая практика предполагает обязательное покаяние (ат-тауба ал-фарида) и безоговорочное упование на Бога (тавакулл). Бог присутствует в сердце каждого человека, что составляет величайшую тайну. Для соединения с божественной сущностью необходимо отречься от своей. В рамках космологии ат-Тустари придерживался концепции первоначального договора между людскими душами и Творцом. Души признали Творца своим господином, за что им было обещано созерцание Бога – высшая форма блаженства. Но, получив тело – источник страстей и эгоистических устремлений, они забыли о договоре. Для напоминания о нем к людям были посланы пророки и святые. В процессе эманации (т.е. происхождения мира путем истечения его из божественного Абсолюта-первоначала – таджали) человек обрел свет руководства (нур ал-хидайа), веры (нур ал-иман), наконец, свет уверенности (нур ал-йакин), благодаря которому он способен воспринять свет познания (нур ал-марифа) и через него познать Бога. Ат-Тустари считал, что Мухаммад существовал в предвечности в виде света (нур Мухаммад), который озарил сердца верой. Бог создал добро и зло в результате акта желания (машиа) и воли (ирада). Его предвидение выражается в виде приказа (амр) и запрета (нахй). Человеку, следующему его приказам, гарантированы Божественные помощь и покровительство, а преступающего Божественные установления они оставляют. После смерти ат-Тустари его последователи раскололись на две группы. Одни переселились в Багдад и частью примкнули к окружению ал-Джунайда, частью – к ханбалитам. Вторая группа осталась в Басре и сформировалась в школу салимийа на основании маликитского мазхаба, по имени своего основателя Мухаммада ас-Салима, приверженца сурового аскетизма. Концепция ат-Тустари коренным образом повлияла на ал-Халладжа, аль-Газали Абу Хамида, Ибн аль-Араби и др.

 
PR-CY.ru