Словарь по исламу А АТТАР Фарид ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим

АТТАР Фарид ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим

АТТАР Фарид ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим (1145/1146–1221 гг.) – персидский поэт, мистик и агиограф. Родился в селении Кадкан около г. Нишапура в семье аптекаря. Прозвище «Аттар» означает «продавец благовоний». Рано обратился в суфизм. По преданию, был убит в Нишапуре монгольскими захватчиками. Среди обширного литературного наследия важнейшими трудами являются: мистический «Диван», «Беседы птиц», «Книга избранного», «Книга скорби», «Божественная книга», «Книга тайн», «Книга соловья», «Хосроева книга» и «Поминание святых». Наибольшее влияние на него оказал ал-Халладж, а также вся традиция экстатического суфизма. Аттар являлся приверженцем суфийского идеала бедности (факр). Идеальный бедняк – пророк. Послушание (таат) приобретается через труд. Самое глубокое религиозное чувство – смирение. Аттар был сторонником предопределения. Все мирское преходяще, поэтому мирские блага неполноценны. Сама Земля состоит из мертвых останков. Познание Бога возможно только через Бога, источник мистического познания (ирфан) – душа. Ирфан противостоит дискурсивному  знанию (ильм, тахаййур). Как и многие суфии, Аттар разрабатывал собственную концепцию пути к Богу (сулук). Ведомый наставником (пиром), мистик в ходе осуществления аскетической практики преодолевает 40 стоянок, соответствующих сорокадневному посту (чилла) – от престола до божественного духа. В поисках Бога он осознает свою неразрывность с бытием бесчисленных вещей и вместе с тем свою оторванность. Все множество вещей имеет свое начало. Цель существования – возвращение к истоку своего бытия. Этим источником является божественный Абсолют, чьими бесчисленными отражениями и являются вещи. Оторванные от своего источника создания страдают от разлуки с ним. Сама человеческая душа, обладающая световой природой, но попавшая в тело-ловушку, отягощена прахом, из которого сотворена. Приближение к Богу осуществляется через любовь. Высшей ступенью такой любви, чаще безответной, является добровольная смерть любящего. Особое место в наследии Аттара занимает собрание биографий знаменитых суфиев, чьи жизнеописания состоят из рассказов и свидетельств. Многие биографические детали носят легендарный характер, что отражает суфийскую традицию. Аттар широко применял аллегорию, иллюстрируя свои идеи притчами. Эти сюжеты обрели популярность во всем мусульманском мире, особенно среди суфиев.

 
PR-CY.ru