Словарь по исламу А ас-СУХРАВАРДИ Шихаб ад-Дин Йахйа ал-Мактул

ас-СУХРАВАРДИ Шихаб ад-Дин Йахйа ал-Мактул

ас-СУХРАВАРДИ Шихаб ад-Дин Йахйа ал-Мактул (1155–1191 гг.) – персидский философ, создатель «философии озарения». В историю исламского мистицизма он вошел под прозвищем «Мастер озарения». По приглашению правителя ал-Малика аз-Захира, сына знаменитого героя Крестовых походов Салах ад-Дина (Саладина) перебрался в Халеб (Алеппо). Завистники из числа местных факихов обвинили его перед Салах ад-Дином в неверии и прошиитской пропаганде. Тот приказал сыну заточить философа в тюрьму и казнить. После долгих препирательств аз-Захиру пришлось подчиниться, и Ас-Сухраварди умер в заточении. После его смерти за ним закрепилось прозвище ал-Мактуль («убиенный»), а последователи нарекли его «мучеником» (аш-шахид), которое используется для отличия его от другого Сухраварди – основателя братства сухравардия. Ему принадлежит около 50 трактатов, большая часть которых посвящена «философии озарения» («Мудрость озарения», «Храмы света» и др.). Философские взгляды ас-Сухраварди испытали сильное влияние зороастризма. У истоков «философии озарения» стоит, вероятно, Ибн Сина. В не дошедшем до нас трактате Ибн Сины «Восточная философия» были изложены его философские взгляды, отличавшиеся от арабской перипатетической традиции (аристотелизма). Сам ас-Сухраварди явно отделяет Ибн Сину от перипатетиков, однако ряд свидетельств (например, глоссы Муллы Садра) демонстрируют явное различение последователей доктрины «восточной философии» и «философии озарения». Бытие он рассматривал как совокупность световых эманаций разной интенсивности, которые он называл именами героев «Авесты». Зороастрийскую мифологию ас-Сухраварди соединил с неоплатонизмом, создав оригинальное синкретическое учение. Многие положения были взяты им из суфийского наследия, однако он не был практикующим суфием и стоял ближе к мусульманской философии (см. Фалсафа), чем к суфизму. В религиозном плане занимал позиции универсализма и отказывал в исключительности какой-либо одной религии. Его учение приобрело большое число последователей и повлияло на дальнейшую интеллектуальную традицию и на идеологию крупнейших идейных течений Ирана (см. Исфаханская школа, а также Бабизм, Бахаулла).

 
PR-CY.ru