ас-САДИК Джафар ибн Мухаммад Абу Абдаллах

ас-САДИК Джафар ибн Мухаммад Абу Абдаллах (ок. 700–765 гг.) – шестой шиитский имам, основатель джафаритского (имамитского) правового толка – мазхаба (см. Джафариты, Имамиты), передатчик хадисов. Его мать происходила из рода Абу Бакра. После смерти отца он стал имамом в период перехода власти от Омейядов к Аббасидам, однако не принимал участия в политической борьбе, сохраняя мирные отношения с омейядским халифом Хишамом и аббасидским халифом ал-Мансуром. Ас-Садик жил в Медине как знаток хадисов и фикха. Последователи признавали его единственным авторитетом в вопросах шариата, однако к его мнению прислушивались и другие мусульмане. При нем начала формироваться особая шиитская позиция в вопросах фикха, хотя и не вполне понятно, в какой мере сложившаяся у имамитов и исмаилитов правовая система может быть приписана его учению. Он сохранял нейтральность в политических вопросах, придерживаясь принципа кууд, заключавшегося в том, что истинный имам не должен пытаться захватить власть, пока не придет время, довольствуясь лишь возможностью учить. Ас-Садик стал духовным главой «умеренных» шиитов, отрекаясь от слишком «крайних» точек зрения. Различные суфийские братства, в том числе суннитские, признавали его своим духовным наставником. Ему приписывают разработку доктрины имамата, принятой умеренными шиитами-имамитами. Он считается автором многочисленных изречений, молитв и проповедей. Сунниты и шииты приписывают ему сочинения как в традиционно мусульманских областях знания, так и в оккультных: магии, астрологии, алхимии. Сторонники «скрытого» (батин) смысла Откровения провозглашают его создателем учения об аллегорическом толковании текста Корана. Джафар ас-Садик считается создателем особой правовой системы, названной его именем (джафаритского мазхаба) – правового учения шиитов-имамитов. Согласно преданию, он был отравлен по приказу халифа ал-Мансура и похоронен на курейшитском кладбище ал-Баки. Своим преемником ас-Садик назвал своего старшего сына Исмаила, однако тот умер прежде отца, что стало причиной разногласий среди его последователей. Значительная их часть сохранили верность Исмаилу, при этом некоторые из них считали, что он на самом деле не умер, а был сокрыт, другие же считали имамом его сына – Мухаммада ибн Исмаила. Позднее они стали называться исмаилитами. Большая же часть последователей Джафара ас-Садика признала следующего по старшинству брата – Абдаллаха, который умер через несколько недель, не оставив сыновей. После этого большинство признало имамом третьего сына ас-Садика – Муссу и поэтому получило название имамитов.

 
PR-CY.ru