АРАБЫ - Страница 2

Основателем ислама является Мухаммад (570–632 гг.), который у мусульман считается посланником Бога, пророком. Хотя само обращение в ислам во многих случаях не было насильственным, подавляющее большинство покоренных народов приняло мусульманство, или надеясь ослабить поборы и притеснения завоевателей, или оно было привлечено его кажущимся демократизмом. В ходе завоеваний огромных территорий племена Аравии частично переселились в покоренные страны и постепенно слились с местным населением. При этом одни покоренные народы по прошествии нескольких веков полностью «арабизировались», другие восприняли у завоевателей религию и некоторые элементы культуры, т.е. «исламизировались», третьи смогли сохранить свою культурную, религиозную и языковую самобытность. Арабское общество накануне рождения Мухаммада было племенным, основанным на кровнородственных связях. В обществе правил неписаный, но всем известный закон. Он включал в качестве главных священных обязанностей гостеприимство и кровную месть. Ко времени рождения Мухаммада общество Мекки раздиралось глубокими противоречиями. Племенное соперничество и взаимные набеги оставляли долго не заживавшие следы. На несколько месяцев, считавшихся священными (см. ал-Мухаррам), ежегодно устанавливались перемирия, их гарантией были святыни, почитавшиеся всеми племенами. Некоторые города (например, Мекка со святилищем Каабы), сочетавшие значение торговых и религиозных центров, стали местами паломничества, там происходили и поэтические состязания, благодаря которым на основе племенных диалектов вырабатывался общий язык, обеспечивший позднее быстрое распространение Корана. Если проанализировать общие тенденции развития ислама, а также идейно-политические течения внутри него, то можно выявить главную закономерность, которая заключается в том, что на смену прежним общинно-родовым отношениям пришли новые, но тоже общинно-родовые. Иерархические организации мусульман представляли собой все ту же древнюю общину (умму), руководители которой стремились сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть, а идеологическое обоснование этому искали в неясных стихах Корана. Не случайно именно за племянником пророка – Али ибн Аби Талибом группой приверженцев было признано исключительное право на руководство мусульманской общиной. Однако ее большая часть, основываясь на принципах консенсуса, присягнула на верность дяде пророка – Абу Бакру. Это есть не что иное, как борьба за право наследования по принципам общинно-родового строя. Но если выбор Али на роль халифа носит на себе черты тоталитарности, то выбор Абу Бакра сохраняет элементы демократичного патриархального периода. Естественно, что некоторые сподвижники пророка признали присягу Абу Бакру незаконной и выступили за передачу и сохранение власти среди представителей «дома пророка», т.е. отстаивали право конкретного рода. Сторонники Али утверждали исключительное право его и его потомков (Алидов) как ближайших родственников пророка на руководство общиной. Власть этого рода стал оспаривать другой род во главе со сподвижниками пророка и при поддержке его вдовы. После смерти Али военно-политические поражения его сторонников привели к перемещению центра их активности в религиозно-богословскую сферу. Это говорит о том, что одной военной силы для захвата и укрепления власти стало недостаточно, и нужно было идеологическое обоснование. Поэтому исключительное право Алидов на руководство мусульманской общиной стало обосновываться аллегорическими толкованиями айатов Корана и преданий (хадис/хабар), признаваемых только шиитами. Художественные и прочие достоинства Корана уже не имели принципиального значения, он был просто «взят на вооружение». Арабы смогли распространить свое влияние на огромные территории не только благодаря каким-то особым природным и культурным завоевания в доисламской Аравии, но и благодаря тому, что чувствовали себя не совсем уверенно среди цивилизованных народов, поэтому стремились усвоить и переработать достижения античной культуры (византийской или римской). Как только это усвоение перестало вмещаться в каноны ислама, начался период стагнации и застоя.



 
PR-CY.ru