Словарь по исламу А АРАБЫ

АРАБЫ

АРАБЫ – коренные жители Аравии, один из многих семитических народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен, совокупность племен, объединенных употреблением арабского языка, первоначально распространенного на Аравийском полуострове и в ходе мусульманских завоеваний усвоенного во многих странах. Уже в древнейшее время здесь возникла оригинальная культура, главным образом, благодаря торговым сношениям. Удобное положение страны позволило ее жителям сделаться посредниками в торговле Индии и Эфиопии с Египтом и Сирией. Религиозные представления древних арабов можно признать языческими. Следуя древним семитским верованиям, они поклонялись Солнцу и Луне, различным божествам и духам, силам природы, умершим предкам. Это олицетворение сил природы, ее поэтическое восприятие, характерное для других древних народов, отразилось в арабской поэзии. Явления природы представлялись в образах богов, чаще – богинь: Аллат (богиня неба и дождя; арабы почитали ее как супругу Аллаха или дочь Аллаха, а также мать богов; некоторые племена поклонялись ей как богине Солнца, но чаще связывали с планетой Венера), Узза (одна из наиболее известных и широко почитаемых богинь в древнеарабской мифологии; в Мекке она считалась дочерью Аллаха, а на юге полуострова – его женой и матерью богов), Манат (богиня судьбы и возмездия, дочь Аллаха и Аллат; она считалась богиней подземного царства и хранительницей могильного покоя) и Хубал (бог небес или Луны; в Мекке он, по-видимому, отождествлялся с Аллахом). Но это очеловечивание природы, ее поэтизация приводили к фетишизму, нашедшему свое отражение в культе больших, поставленных на ребро камней, над которыми иногда возводилось здание кубической формы – кааба (в переводе с арабского – «куб»). Крупнейшим из таких фетишей был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими камнями меньшего размера, символизировавшими других племенных божеств и духов (общим числом 360), этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. У арабов существовал (правда, в неотчетливой форме) и культ верховного божества – Аллаха. В доисламской Аравии под этим именем почиталось божество, которого считали создателем мира, богом неба и дождя. Именно ему как носителю гармонии поэты посвящали свои стихи, а единство языка создавало ощущение и наличие единого божества. Несмотря на то, что он воспринимался как божество, далекое от людей, и не был покровителем какого-то определенного племени, он представлялся как некое милосердное и справедливое начало жизни. Показательно, что святилищ Аллаха не существовало, да и слово «Аллах» не есть имя собственное, а является заменой запретного имени божества. Ко времени возникновения новой религии первобытный натурализм языческих культов и примитивно-чувственные мифологические представления уже утратили власть над сознанием арабов. Этому способствовали их широкие связи с соседними народами и знакомство с учениями иудеев и христиан. Относительная перенаселенность Аравии (в условиях кочевого скотоводческого хозяйства) и недостаток пастбищ и источников воды постоянно вызывали межплеменные войны, которые периодически приводили к выселению аравийских кочевников на север за пределы полуострова. К VI–VII вв. ожесточение межплеменных войн возросло. Необходимо было объединение племен. Это объединение арабских племен и последующая их экспансия происходили под знаменем новой надплеменной религии – ислама. Оно и не могло быть другим, потому что боги одного из племен не могли стать главенствующими. Языческому культу многочисленных племенных божеств ислам противопоставил веру в единого, могущественного, милосердного, всеведущего и вездесущего верховного Бога-творца, правителя и верховного судии мира. Очень показательно, что ислам с самого начала проявлял терпимость ко всем религиям, кроме язычества. Языческие верования, основанные на преклонении человека перед грозными силами природы, сменились представлениями о божестве, обращенном к человеку, к его нравственным потребностям, к его судьбе, земной и посмертной. Но поскольку арабы вели торговлю с народами, исповедующими иудаизм и христианство (во всех его ответвлениях), то идея единобожия им была хорошо известна. Не менее популярна была в то время идея очищения истины единобожия от искажений.



 
PR-CY.ru