АНГЕЛЫ

АНГЕЛЫ (араб. – малаика) – вестники, «посланцы» и слуги Аллаха. В Коране выделяется несколько категорий ангелов. К первой принадлежат Гавриил (Джибрил) – посланный Богом к Мухаммаду (см. Мирадж), Иисусу («святой дух» – рух ал-кудус) и Марии («наш дух» – рухана); Михаил (Микаил, Микал); «ангел смерти» – Израил (Азраил) в хадисах; Исрафил – ангел, дующий в трубу в Судный день (см. Маад), упоминается в хидисах, где называется первым спутником Мухаммада до Гавриила. Ангелы этой категории ниспосылаются пророкам и служат посредниками между ними и Богом. Приближенные ангелов (мукараббун) постоянно пребывают около Бога, носят его трон (арш) и возносят ему хвалу. Ал-Бадави (см. Бадавийа) называл их также возвышенными (алавийун) и херувимами (каррубийун). Другой категорией ангелов являются 19 адских стражей «грубых и сильных» (забанийа), находящихся в подчинении ангела Малика. Упоминаются ангелы, которые записывают людские поступки. Они испытывают и воскрешают умерших, собирают их на суд. Есть ангелы, сохраняющие рай и отгоняющие подслушивающих шайтанов падающими звездами. Важную роль они играют в эсхатологии (учении о конце света). Ангелы имеют двойные, тройные и четверные крылья. У разных авторов на основе коранического предания выделяется различный состав и число классов ангелов. В связи с развитием концепции мук в могиле (азаб ал-кабр) выделились два ангела, учиняющих допрос душе, – Мункар и Накир. Распространено также представление о том, что у каждого человека есть два ангела, сопровождающих его всю жизнь. Ангелы пытались отговорить Творца от создания человека, но после его появления по приказу Бога преклонились перед ним все, кроме Дьявола (Иблиса), низвергнутого за ослушание. До этого он носил имя Азазел. Богословы спорили по поводу возможности совершения ангелами греха. В связи с этим распространилось мнение, что Иблис был джинном. Кроме него в хадисах упоминаются два согрешивших ангела – Харут и Марут. В Коране упоминается, что они обучали людей колдовству. Согласно хадисам, прельстившись женской красотой, они совершили всевозможные прегрешения от поклонения идолам до убийства и за это были заточены в подземную темницу в Вавилоне до Судного дня. Согласно исламской традиции, сущности ангелов бесплотны. Представители фалсафы (аль-Фараби, Ибн Сина) считали ангелов олицетворением десяти небесных разумов. Поскольку каждому разуму соответствовала одна из планет, они закреплялись за определенным ангелом. Начиная с фалсафы, ангелические разумы, превосходящие индивидуальные души, иногда назывались херувимами. У Ибн аль-Араби ангелы – духовные сущности-посредники между божественными приказами и действиями и божественным творением. Ангелической природой наделен Перворазум. Особо Ибн аль-Араби выделяет категорию страстно влюбленных в Бога ангелов (мухайамун), которые в силу этого не видят ничего, кроме Бога. Они появились из света прежде всех вещей. Эти идеи были восприняты шиитскими комментаторами Ибн аль-Араби, а через них – всей шиитской философией. Ас-Сухраварди обратился к образам зороастрийской ангелологии. Согласно его учению, ангелы являются олицетворением света, световыми архетипами (рабб ан-нав), которые управляют физическими телами. Подлунным миром управляет ангел-предводитель (испахбад) – посредник между духовным и материальным мирами, охраняющий мир света от посягательств тьмы. Исмаилиты, основываясь на манихейской доктрине, разрабатывали эзотерическую (т.е. закрытую для широкой публики) доктрину об изначальном плероматическом единстве ангелических сущностей-разумов и о его дальнейшем распаде. В целом представления об ангелах во всех трех авраамических религиях (исламе, иудаизме и христианстве) очень сходны. См. также Демоны.

 
PR-CY.ru