АМУЛИ Саййид Баха ал-Дин Хайдар

АМУЛИ Саййид Баха ал-Дин Хайдар (1319 или 1320 – ок. 1380 гг.) – шиитский философ и богослов. Родился на северо-западе Иране, происходил из рода Алавитов Мазандерана, учился в Амуле, Астрабаде, Хорасане и Исфахане. Возвратившись в родной город, вскоре стал министром, но в 1350 г. оставил свой пост и, облачившись в хирку (плащ с капюшоном), отправился в паломничество по шиитским святыням, а затем в Иерусалим, Мекку и Медину. Возвратившись в Багдад, стал преподавать религиозные науки, получив соответствующее разрешение (иджаза). Ему принадлежит около 40 трактатов. Среди них: «Собрание тайн и источник светов», «Тайны шариата, стадии пути и светы истины», «Послание о критическом разборе познания бытия», «Послание по поводу бытия о познании предмета поклонения», а также «Амулиевские (или хайдаровские) вопросы» – сборник вопросов теологического и юридического характера, «Великий океан» – комментарий к Корану в 7 тт. и др.  Амули пытался сблизить имамитский шиизм с суфизмом, опираясь на общую для обеих традиций схему: шариат, тарикат, хакикат. Он утверждал, что имам как носитель мистического знания является лидером не только шиитской общины, но и всех мистиков. В этом отношении Амули критиковал шиитов, призывавших вернуться к религии времен 12-ти имамов. Подобно Рузбихану Бакли, он выдвинул доктрину двойного утверждения единства Бога (таухид): теологический (таухид улухи – «Нет Бога, кроме Бога») и онтологический (таухид ал-вуджуди – «Не существует никого, кроме Бога»). Бог проявляет себя в мире, как чернила в буквах. Мир позволяет проявиться божественным именам, атрибутам и действиям. Важное место в трудах Амули занимает доктрина святости (вилайа). По отношению к пророчеству (нубувва), обладающего временным характером, она бесконечна. Святость является сущностью имама. Она первична. Первенство Мухаммада как пророка объясняется наличием у него святости. За циклом пророков, завершаемым печатью пророков (хатм ал-анбийа), следует цикл святости (плерома 12-ти имамов), завершаемый двенадцатым имамом – Махди, особой печатью. Будучи святым, он не откроет новый смысл, но раскроет скрытый смысл всех предшествующих откровений.

 
PR-CY.ru