Словарь по исламу А ал-ХАСАН ал-БАСРИ Абу Саид ибн Аби-л-Хасан Йасар

ал-ХАСАН ал-БАСРИ Абу Саид ибн Аби-л-Хасан Йасар

ал-ХАСАН ал-БАСРИ Абу Саид ибн Аби-л-Хасан Йасар (642–728 гг.) – известный богослов, проповедник и интеллектуал раннего ислама. Родился в Медине, с 657 г. поселился в Басре. Он жил в эпоху великих арабских завоеваний, когда большинство арабов было увлечено идеей накопления богатств и приобретения мирских благ. В противовес этим тенденциям ал-Басри призывал своих единоверцев подумать о будущей жизни и перестроить свое существование в соответствии с предписаниями Корана. Он говорил: «Относись к этому миру, как будто никогда в нем не был, а к иному миру – как будто никогда его не покинешь». В молодости он сам участвовал в военном походе на территорию Сиджистана, потом принимал участие в работе по снабжению текста Корана диакритическими знаками, а позже стал кади Басры. Там он основал знаменитый кружок, из которого вышли мутазилиты, а также многие интеллектуалы своего времени. Его проповеди, произносившиеся на красивом и звучном арабском языке, оказали влияние на многих благочестивых людей в Ираке и в других местах. От них сохранились цитаты, разбросанные по средневековым антологиям. Последователи ал-Басри старались жить в полной свободе от мирского, не заботились ни о своем внешнем виде, ни об одежде, демонстративно отказывались от богатства, вели аскетический образ жизни и соблюдали безбрачие. Современники называли их захидами (отшельниками). Суфиями они называли себя несколько позже. Впрочем, жизнь этих суровых аскетов еще не была жизнью суфиев в том понимании, которое сложилось впоследствии, так как она была начисто лишена важнейшего положения суфизма – мистического переживания (см. Суфизм), поскольку самым характерным отличительным признаком для суфиев стал не аскетизм, а культ бескорыстной любви к Богу. До нас дошли послания ал-Басри (к халифу Умару и к «брату» из Мекки), а также 54 религиозных обязанностей, авторство которых остается спорным. Ал-Басри причисляли и к традиционалистам, и к рационалистам – мутазилитам (см. Калам), и к суфиям – настолько непререкаемы был его авторитет во всех этих сферах. Его взгляды сводятся к следующему. Человек живет, ощущая свою смертность. Бренности мира он должен противопоставить вечное загробное существование. После смерти человек должен будет ответить за все свои поступки (принцип ташдид ал-мааси). Данные утверждения сближают ал-Хасана ал-Басри с кадаритами. Однако умирающий может обеспечить себе лучшую участь, произнеся перед смертью первую часть шахады: «Нет божества, кроме Бога» (точка зрения мурджиитов). Мусульманин, совершивший тяжкий грех (кабира), является лицемером. Ал-Хасан ал-Басри тяготел к рационалистическому подходу в области богословия (толкование хадисов и некоторых ритуальных практик, критическое отношение к факихам), что дало повод говорить о «тенденции рационалистической критики» в его учении, которая противопоставлялась суфийской «идеалистической» традиции. Сунниты и мутазилиты считали его своим идеологом. Движение футувва признавало его в качестве автора концепции «своего братства». Для авторов трактатов по суфизму ал-Хасан ал-Басри был непререкаемым авторитетом. Его имя включено в цепочки (силсила) многих суфийских братств (см. Тарикат).

 
PR-CY.ru