аль-ФАРАБИ Абу Наср Мухаммед ибн Тархан ат-Турки

аль-ФАРАБИ Абу Наср Мухаммед ибн Тархан ат-Турки (870–950 гг.) – ученый и философ, систематизатор восточного перипатетизма (аристотелизма). К аль-Фараби восходит распространенное в средневековой арабо-мусульманской философии деление рассуждений на пять типов, исходя из которых решался вопрос о соотношении между философией, теологией и религией: аподиктические («абсолютно истинные»), образующие фундамент науки и философии; диалектические («в основном истинные») и софистические («в основном ложные»), которые лежат в основе теологии (калама) и поэтические («абсолютно ложные»), на которых базируется религия. В социально-этических трактатах аль-Фараби развивает учение об идеальном обществе («добродетельном городе»), во главе которого стоит правитель-философ, наделенный также функциями духовного руководителя (имама). Как философ он познает начала, управляющие природным и человеческим миром, а как имам передает таким путем истины неискушенной в философии «широкой публике» в образно-символической форме «идеальной религии», подражающей философии. Практическая часть этой религии черпает свои принципы из входящих в философию практических наук (этика, домоустроение, политика), а умозрительная часть – из входящей в философскую метафизику теории эманации, согласно которой первоначало сущего (божество) «производит» вне времени мир через последовательную цепь истечений (эманаций), начинающихся с разума, души и тела высшей небесной сферы и завершающихся «деятельным разумом» и управляемым им подлунным миром. Данной теологии в идеальном обществе отводится роль служанки философии, защищающей принципы, декретируемые философами-правителями. «Добродетельному городу» аль-Фараби противопоставляет «заблудшие» и «невежественные города», воплощающие отрицательные нравственные качества. Он является также автором сочинений по теории музыки, в частности «Большого трактата о музыке», ставшего важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системы.

 
PR-CY.ru